Бомбардировщик-разведчик Caudron G.IV.

Разработчик: Caudron
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.

Невозможность установки на самолет Caudron G.III эффективного оборонительного вооружения и его неспособность поднимать бомбовую нагрузку привели к разработке двухмоторного самолета Caudron G.IV, который был впервые представлен в марте 1915 года. По компоновке он был аналогичен своему предшественнику, но имел увеличенный размах крыла, хвостовое оперение с двумя двухсекционными рулями направления и два двигателя, установленные на стойках между крыльями. Самолет оснащался ротативными двигателями «Le Rhone» мощностью 80 л.с., закрытыми подковообразным или круглым капотом или некапотированными звездообразными двигателями «Anzani» мощностью по 100 л.с. Короткая гондола экипажа имела в носовой части место стрелка- наблюдателя, но сектор обстрела был ограничен из-за близости двигателей. Тем не менее расположение двигателей вблизи фюзеляжа позволяло относительно легко управлять самолетом в случае отказа одного из них.

Хорошие показатели скороподъемности, увеличение полезной нагрузки и очень высокая надежность свидетельствовали о возросших возможностях самолета по сравнению с теми машинами, которые уже стояли на вооружении союзников. Последовали крупные заказы на серийный выпуск G.IV. Было построено два варианта: дневной бомбардировщик Caudron IVB-2 и самолет для разведки и корректировки артиллерийского огня Caudron IVA-2. Биплан G.IV поступил в эксплуатацию в военную авиацию Франции в ноябре 1915 года и стал первым массовым двухмоторным боевым самолетом союзников. Он играл главную роль при бомбовых налетах за линией фронта, долетая до рейнских земель. Однако увеличившиеся летом 1916 года потери в летных частях привели к тому, что осенью того же года G.IVВ-2 был отозван из передовых соединений. Общий выпуск G.IV во Франции составил 1358 машин.

Королевская морская авиация Англии приобрела 55 самолетов этого типа. Летавшие в 1916 году и начале 1917 года в составе авиационных крыльев № 4 и № 5, они использовались для атак на немецкие гидросамолеты и дирижабли, базировавшиеся в Бельгии. Однако осенью 1917 года машины G.IV были заменены на самолеты Handley Page 0/100.

Итальянские ВВС также получили самолеты G.IV. В Италии они летали в горных массивах Альп, где продемонстрировали хорошую скороподъемность и пригодность для полета на больших высотах, часто при неблагоприятных погодных условиях. Во время войны на этом самолете в Италии было установлено несколько национальных рекордов высоты.

Самолеты Caudron G.IV также были поставлены для Русского Императорского Воздушного Флота и использовались в качестве самолетов-разведчиков. Помимо пулемета «Lewis» или «Vickers» калибра 7,7-мм, располагавшегося в передней кабине, на некоторых самолетах G.IV устанавливался второй пулемет над центропланом верхнего крыла для обстрела задней полусферы. К сожалению, использование второго пулемета было затруднительным, так как стрелок вынужден был стоять в кабине в полный рост. Бомбовая нагрузка варианта G.IVB-2 составляла 100 кг. Некоторые самолеты варианта G.IVA-2 имели радиосвязь.

Перед окончанием Первой Мировой войны G.IV были отозваны из частей первой линии и использовались как учебные самолеты. Десять таких машин в начале 1918 года для тех же целей были куплены во Франции воздушным корпусом армии США. Благодаря высоким летным характеристикам самолет G.IV завоевал хорошую репутацию. Несколько сотен машин были проданы в частное владение и летным клубам Франции и Италии.

ЛТХ:

Модификация: Caudron G.IV
Размах крыла, м: 17,20
Длина, м: 7,20
Высота, м: 2,60
Площадь крыла, м2: 36,80
Масса, кг
-пустого самолета: 500
-нормальная взлетная: 1330
Тип двигателя: 2 х ПД «Le Rhone» 9C
-мощность, л.с.: 2 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 132
Крейсерская скорость, км/ч: 114
Продолжительность полета, ч: 3,30
Практический потолок, м: 4300
Экипаж: 2
Вооружение: один-два 7,7-мм пулемета, бомбовая нагрузка — 100 кг.

Caudron G.IV ВВС Франции.

Caudron G.IV ВВС Франции.

Caudron G.IV РИВВФ.

Бомбардировщик-разведчик Caudron G.IV Русского Императорского воздушного флота.

Caudron G.IV закатывают в палатку.

Caudron G.IV закатывают в ангар-палатку.

Русские механики около Caudron G.IV.

Русские механики около самолета Caudron G.IV.

Вид на кабину Caudron G.IV

Вид на кабину самолета Caudron G.IV.

Caudron G.IV в полете

Caudron G.IV в полете.

Caudron G.IV после аварийной посадки

Caudron G.IV после аварийной посадки.

Caudron G.IV в авиамузее.

Caudron G.IV в авиамузее.

Caudron G.IV ВВС Турции. Рисунок

Caudron G.IV авиации Османской Империи. Рисунок.

Caudron G.IV ВВС Франции. Рисунок

Caudron G.IV ВВС Франции. Рисунок.

Caudron G.IV. Схема 1.

Caudron G.IV. Схема 1.

Caudron G.IV. Схема 2.

Caudron G.IV. Схема 2.

Caudron G.IV. Схема 3.

Caudron G.IV. Схема 3.

.

.

Список источников:
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database.
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия.
Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Пехотный самолет.
Aviafrance. Un siecle d’aviation francaise. Caudron G-4.