Разведывательный и наблюдательный самолет Farman НF.30.
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.
В начале Первой Мировой войны самолёты фирмы «Farman» были широко распространены, как наилучший вариант для военного самолётостроения: расположение кабины и двигателя давало хороший обзор и возможность для ведения огня вперед, так же стоит отметить хороший обзор назад и по сторонам для удобства разведки. Конструкция позволяла самолёту нести бомбовую нагрузку под крыльями. Относительно простой каркас самолёта был лёгок в производстве. Всё это имело большое значение, пока не стали широко доступны показывающие более высокие летные данные самолеты с синхронизированными пулеметами.
В середине 1915 года братья Анри и Морис Фарман наконец объединили усилия по созданию новых образцов самолетов. Первым результатом совместной работы стал «Farman НF.30», вобравший в себя лучшие качества предыдущих разработок обоих братьев-авиаконструкторов. Самолет-разведчик «Farman НF.30» был спроектирован братьями в 1915 году по специальному заказу военного ведомства России, которое одновременно закупило и лицензию на его промышленный выпуск. Самолет стал наиболее распространенным аппаратом Русского Императорского Военно-воздушного Флота во время Первой Мировой войны. После 1917 года он широко использовался обеими сторонами во время гражданской войны в России.
Машина была признана удачной и французы сами решили запустить ее в производство. В декабре 1915 года первые самолеты поступили на вооружение французских строевых авиачастей, сражавшихся на германском фронте. «Farman НF.30» не обрел широкой известности на западном фронте. А в феврале 1917 года французским авиационным департаментом был издан специальный приказ, запрещающий поставку на фронт самолетов с силовой установкой с толкающим винтом, из-за беззащитности самолетов такой схемы от атак истребителей с задней полусферы.
В России же, напротив, он стал одним из наиболее массовых аэропланов того времени. Это объясняется тем, что «Farman НF.30», наряду с самолетами фирмы «Voisin», оказался наиболее подходящим для установки самого распространенного в России авиадвигателя «Salmson».
«Farman НF.30» был один из финальных вариантов самолетов типа «Farman» с толкающим винтом. Внешне «Farman НF.30» был очень похож на ранний, уменьшенный в размерах «Farman F.XX», являющий собой биплан с более коротким нижним крылом, достаточно длинной V-образной хвостовой фермой и идентичными управляющими поверхностями — элеронами на внешних секциях верхнего крыла, одним рулем направления и «высоким» стабилизатором сзади. Он отличался приподнятым расположением кабины и двигателя, как на модели 1913 года — MF.11 и это был первый «Farman», на котором были применены надёжные V-образные стойки шасси, ставшие в итоге стандартными. Самой значительной модернизацией стала установка 9-ти цилиндрового звездообразного двигателя водяного охлаждения «Salmson»R9 мощностью 150 л.с.
«Farman НF.30» развивал скорость до 136 км/ч, более поздняя версия со 160-сильным двигателем, известная как «Farman НF.30bis» развивала скорость до 140 км/ч, этот же двигатель позволял варианту самолета, с более облегченным каркасом, развивать скорость до 155 км/ч.
В сравнительных тестах, проведенных в 1916 году, «Farman НF.30» с двигателем «Salmson»R9 мощностью 150 л.с. показал своё превосходство над самолетами-разведчиками «Voisin LAS», «Лебедь-XII», а также другими разработками Российского производства. Прототип самолета «Анатра ДС» был немного быстрее. В итоге было решено, что «Farman НF.30» может более менее соответствовать предъявляемым к самолету-разведчику требованиям и его начали производить на российских авиазаводах. При этом длинна самолёта варьировалась от 8,65 м до 10,66 м, в зависимости от спецификации. Д.П.Григоровичем был разработан вариант морского самолета-разведчика, известного как М-16, который так же идентифицировался, как модифицированный вариант F.30. М-16 имея тот же 150-сильный двигатель «Salmson»R9, имел модифицированную кабину, более короткую хвостовую ферму и поплавковое шасси. Самолет выпускался небольшой серией на заводе С.С.Щетинина.
В России самолет был известен как «Фарман тридцать», часто указавался как «Фарман-XXX» и в документах встречается обозначение: «Фартри» или иногда «Фарсаль» из-за двигателя «Сальмсон» (Salmson).
Основное производство самолетов «Фарман-30» было развернуто на заводе «Дукс» в Москве, там было произведено около 400 аппаратов. Небольшое количество самолетов было выпущено на заводах Анатра и Щетинина. Также небольшое количество самолетов было собрано из импортных комплектующих. В ходе производства проводилось много экспериментов, касающихся расположения стрелковой установки. При размещении наблюдателя в гондоле позади летчика пулемет устанавливался на специальной пирамиде над головой летчика. Если пилот находился в задней части гондолы — в носовой части крепилась турель с пулеметом. Помимо самолетов «Фарман-30» было произведено ограниченное количество бомбардировщиков «Фарман-27» и «Фарман-40».
Не смотря на кажущуюся вездесущность очень мало детальной информации о боевом применении самолетов «Фарман-30». Всё же масштаб производства убеждает, что «Фарман-30» широко применялся. Он часто использовался как самолёт разведки и фоторазведки иногда как бомбардировщик. Как минимум несколько самолётов использовались в качестве истребителей, предположительно для сопровождения самолётов разведчиков — в конце 1917 года 19-я эскадрилия использовала один «Фарман-30» наряду со своими пятью современными «Ньюпорами».
Об относительной боеготовности самолета можно судить по тому факту, что «Фарман-30» был единственным крупносерийным военным самолётом, который не упоминался в решении от августа 1917 года, принятом на всероссийском авиационном конгрессе о прекращении выпуска самолётов старых моделей. Такому долгожительству способствовал тот факт, что отечественной промышленностью был хорошо освоен двигатель «Salmson»R9, который оптимально подходил для этого самолета. В процессе серийного выпуска мощность двигателя постоянно повышалась и на последних самолетах достигла 175 л.с. Самолёт так же использовался во время гражданской войны обеими сторонами и продолжал производиться советским правительством.
На начало 1921 года в Рабоче-крестьянском Красном Воздушном Флоте насчитывалось 147 самолетов-разведчиков «Фарман-30», немного позже, было принято решение переделать их под самолёты для обучения, но в 1922 году, было всё ещё 55 разведывательных эскадрилий с 63 самолётами и только 8 эскадрилий с учебными. Ввиду износа самолеты постепенно списывались и к 1924 году в строю осталось только 9 учебных самолётов и 8 самолётов-разведчиков.
Впоследствии, около 10 самолётов были приспособлены под нужды гражданской авиации, в которой они в основном использовались для пропаганды и агитации. Некоторые самолёты продолжали использоваться до конца 1920-х годов.
После развала Российской Империи самолеты «Фарман-30» попали в ВВС ряда, появившихся после Первой Мировой войны, стран. Самолеты-разведчики «Фарман-30» состояли на вооружении образовавшихся ВВС Польши, известно о как минимум двух машинах попавших в их состав и еще семь были захвачены поляками во время советско-польской войны 1920 года. В 1918 году «Фарман-30» под обозначением L.30 стал одним из первых двух самолётов ВВС Чехословакии. Гидровариант «Фармана-30» — М-16 попали в ВВС Финляндии и служили до 1923 года. Именно «Фарман-30» в 1919 году стал первым самолетом ВВС Эстонии.
ЛТХ:
Модификация: Farman НF.30
Экипаж: 2 (пилот и наблюдатель)
Длина, м: 8,65
Размах крыла, м: 15,81
Высота, м: 3,2
Площадь крыла, м2: 49-52
Масса, кг
-пустого: 830
-взлетный: 1180
Двигатель: 1 х ПД «Salmson»R9
-мощность, л.с.: 1 х 150
Макс. скорость, км/ч: 136
Потолок, м: 4500
Продолжительность полета, ч: 4
Вооружение: 1 x пулемет «Lewis», «Colt», «Hotchkiss», «Максим» или 10 ракет «Le Prieur».
Бомбовая нагрузка, кг: до 50.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Русские летчики около Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Farman НF.30 русской авиации с двумя пулеметами.
Сборка самолетов вывезенных из Архангельска. На переднем плане Farman НF.30. Вологда 1918 г.
Farman НF.30 ВВС Франции на стоянке. 1915 г.
Farman НF.30 в ангаре.
Farman НF.30 РККВФ в авиапалатке.
Farman НF.30 РККВФ после аварийной посадки. Южный фронт, июнь 1919 г.
Страница из инструкции к самолету «Фарман-30» завода «Дукс».
Farman НF.30 РККВФ. Рисунок.
Farman НF.30. Схема.
Farman НF.30. Схема.
Farman НF.30. Схема.
Farman НF.30. Схема.
Farman НF.30. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
В.Кондратьев. Самолеты первой мировой войны.
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой войны.
Фотоархив Петра Заики.