Разведывательный и наблюдательный самолет Farman НF.30.

Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.

В начале Первой Мировой войны самолёты фирмы «Farman» были широко распространены, как наилучший вариант для военного самолётостроения: расположение кабины и двигателя давало хороший обзор и возможность для ведения огня вперед, так же стоит отметить хороший обзор назад и по сторонам для удобства разведки. Конструкция позволяла самолёту нести бомбовую нагрузку под крыльями. Относительно простой каркас самолёта был лёгок в производстве. Всё это имело большое значение, пока не стали широко доступны показывающие более высокие летные данные самолеты с синхронизированными пулеметами.

В середине 1915 года братья Анри и Морис Фарман наконец объединили усилия по созданию новых образцов самолетов. Первым результатом совместной работы стал «Farman НF.30», вобравший в себя лучшие качества предыдущих разработок обоих братьев-авиаконструкторов. Самолет-разведчик «Farman НF.30» был спроектирован братьями в 1915 году по специальному заказу военного ведомства России, которое одновременно закупило и лицензию на его промышленный выпуск. Самолет стал наиболее распространенным аппаратом Русского Императорского Военно-воздушного Флота во время Первой Мировой войны. После 1917 года он широко использовался обеими сторонами во время гражданской войны в России.

Машина была признана удачной и французы сами решили запустить ее в производство. В декабре 1915 года первые самолеты поступили на вооружение французских строевых авиачастей, сражавшихся на германском фронте. «Farman НF.30» не обрел широкой известности на западном фронте. А в феврале 1917 года французским авиационным департаментом был издан специальный приказ, запрещающий поставку на фронт самолетов с силовой установкой с толкающим винтом, из-за беззащитности самолетов такой схемы от атак истребителей с задней полусферы.

В России же, напротив, он стал одним из наиболее массовых аэропланов того времени. Это объясняется тем, что «Farman НF.30», наряду с самолетами фирмы «Voisin», оказался наиболее подходящим для установки самого распространенного в России авиадвигателя «Salmson».

«Farman НF.30» был один из финальных вариантов самолетов типа «Farman» с толкающим винтом. Внешне «Farman НF.30» был очень похож на ранний, уменьшенный в размерах «Farman F.XX», являющий собой биплан с более коротким нижним крылом, достаточно длинной V-образной хвостовой фермой и идентичными управляющими поверхностями — элеронами на внешних секциях верхнего крыла, одним рулем направления и «высоким» стабилизатором сзади. Он отличался приподнятым расположением кабины и двигателя, как на модели 1913 года — MF.11 и это был первый «Farman», на котором были применены надёжные V-образные стойки шасси, ставшие в итоге стандартными. Самой значительной модернизацией стала установка 9-ти цилиндрового звездообразного двигателя водяного охлаждения «Salmson»R9 мощностью 150 л.с.

«Farman НF.30» развивал скорость до 136 км/ч, более поздняя версия со 160-сильным двигателем, известная как «Farman НF.30bis» развивала скорость до 140 км/ч, этот же двигатель позволял варианту самолета, с более облегченным каркасом, развивать скорость до 155 км/ч.

В сравнительных тестах, проведенных в 1916 году, «Farman НF.30» с двигателем «Salmson»R9 мощностью 150 л.с. показал своё превосходство над самолетами-разведчиками «Voisin LAS», «Лебедь-XII», а также другими разработками Российского производства. Прототип самолета «Анатра ДС» был немного быстрее. В итоге было решено, что «Farman НF.30» может более менее соответствовать предъявляемым к самолету-разведчику требованиям и его начали производить на российских авиазаводах. При этом длинна самолёта варьировалась от 8,65 м до 10,66 м, в зависимости от спецификации. Д.П.Григоровичем был разработан вариант морского самолета-разведчика, известного как М-16, который так же идентифицировался, как модифицированный вариант F.30. М-16 имея тот же 150-сильный двигатель «Salmson»R9, имел модифицированную кабину, более короткую хвостовую ферму и поплавковое шасси. Самолет выпускался небольшой серией на заводе С.С.Щетинина.

В России самолет был известен как «Фарман тридцать», часто указавался как «Фарман-XXX» и в документах встречается обозначение: «Фартри» или иногда «Фарсаль» из-за двигателя «Сальмсон» (Salmson).

Основное производство самолетов «Фарман-30» было развернуто на заводе «Дукс» в Москве, там было произведено около 400 аппаратов. Небольшое количество самолетов было выпущено на заводах Анатра и Щетинина. Также небольшое количество самолетов было собрано из импортных комплектующих. В ходе производства проводилось много экспериментов, касающихся расположения стрелковой установки. При размещении наблюдателя в гондоле позади летчика пулемет устанавливался на специальной пирамиде над головой летчика. Если пилот находился в задней части гондолы — в носовой части крепилась турель с пулеметом. Помимо самолетов «Фарман-30» было произведено ограниченное количество бомбардировщиков «Фарман-27» и «Фарман-40».

Не смотря на кажущуюся вездесущность очень мало детальной информации о боевом применении самолетов «Фарман-30». Всё же масштаб производства убеждает, что «Фарман-30» широко применялся. Он часто использовался как самолёт разведки и фоторазведки иногда как бомбардировщик. Как минимум несколько самолётов использовались в качестве истребителей, предположительно для сопровождения самолётов разведчиков — в конце 1917 года 19-я эскадрилия использовала один «Фарман-30» наряду со своими пятью современными «Ньюпорами».

Об относительной боеготовности самолета можно судить по тому факту, что «Фарман-30» был единственным крупносерийным военным самолётом, который не упоминался в решении от августа 1917 года, принятом на всероссийском авиационном конгрессе о прекращении выпуска самолётов старых моделей. Такому долгожительству способствовал тот факт, что отечественной промышленностью был хорошо освоен двигатель «Salmson»R9, который оптимально подходил для этого самолета. В процессе серийного выпуска мощность двигателя постоянно повышалась и на последних самолетах достигла 175 л.с. Самолёт так же использовался во время гражданской войны обеими сторонами и продолжал производиться советским правительством.

На начало 1921 года в Рабоче-крестьянском Красном Воздушном Флоте насчитывалось 147 самолетов-разведчиков «Фарман-30», немного позже, было принято решение переделать их под самолёты для обучения, но в 1922 году, было всё ещё 55 разведывательных эскадрилий с 63 самолётами и только 8 эскадрилий с учебными. Ввиду износа самолеты постепенно списывались и к 1924 году в строю осталось только 9 учебных самолётов и 8 самолётов-разведчиков.
Впоследствии, около 10 самолётов были приспособлены под нужды гражданской авиации, в которой они в основном использовались для пропаганды и агитации. Некоторые самолёты продолжали использоваться до конца 1920-х годов.

После развала Российской Империи самолеты «Фарман-30» попали в ВВС ряда, появившихся после Первой Мировой войны, стран. Самолеты-разведчики «Фарман-30» состояли на вооружении образовавшихся ВВС Польши, известно о как минимум двух машинах попавших в их состав и еще семь были захвачены поляками во время советско-польской войны 1920 года. В 1918 году «Фарман-30» под обозначением L.30 стал одним из первых двух самолётов ВВС Чехословакии. Гидровариант «Фармана-30» — М-16 попали в ВВС Финляндии и служили до 1923 года. Именно «Фарман-30» в 1919 году стал первым самолетом ВВС Эстонии.

ЛТХ:

Модификация: Farman НF.30
Экипаж: 2 (пилот и наблюдатель)
Длина, м: 8,65
Размах крыла, м: 15,81
Высота, м: 3,2
Площадь крыла, м2: 49-52
Масса, кг
-пустого: 830
-взлетный: 1180
Двигатель: 1 х ПД «Salmson»R9
-мощность, л.с.: 1 х 150
Макс. скорость, км/ч: 136
Потолок, м: 4500
Продолжительность полета, ч: 4
Вооружение: 1 x пулемет «Lewis», «Colt», «Hotchkiss», «Максим» или 10 ракет «Le Prieur».
Бомбовая нагрузка, кг: до 50.

Самолет-разведчик Farman НF.30.

2.Фарман-30 РИВВФ.

Самолет-разведчик Farman НF.30.

3.Русские летчики около Фарман-30.

Русские летчики около Farman НF.30.

1.Самолет-разведчик Фарман-30.

Самолет-разведчик Farman НF.30.

4.Самолет-разведчик Фарман-30.

Самолет-разведчик Farman НF.30.

5.Фарман-30 РИВВФ с двумя пулеметами.

Farman НF.30 русской авиации с двумя пулеметами.

6...

Сборка самолетов вывезенных из Архангельска. На переднем плане Farman НF.30. Вологда 1918 г.

7.Farman F.30 ВВС Франции на стоянке. 1915 г.

Farman НF.30 ВВС Франции на стоянке. 1915 г.

8.Фарман-30 в ангаре.

Farman НF.30 в ангаре.

9.Фарман-30 РККВФ в авиапалатке.

Farman НF.30 РККВФ в авиапалатке.

Farman НF.30 РККВФ после аварийной посадки. Южный фронт, июнь 1919 г.

10...

Страница из инструкции к самолету «Фарман-30» завода «Дукс».

11.Фарман-30 РККВФ. Рисунок.

Farman НF.30 РККВФ. Рисунок.

12.Фарман-30. Схема 1.

Farman НF.30. Схема.

13.Фарман-30. Схема 2.

Farman НF.30. Схема.

14.Фарман-30. Схема 3.

Farman НF.30. Схема.

15.Фарман-30. Схема 4.

Farman НF.30. Схема.

16.Фарман-30. Схема 5.

Farman НF.30. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
В.Кондратьев. Самолеты первой мировой войны.
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой войны.
Фотоархив Петра Заики.