Истребитель «Моска МБ бис».

Разработчик: Ф.Моска
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.0.МБбис

Истребитель «Моска МБбис» — самолет разрабатывался на основе разведчика «Моска МБ», был значительно меньших размеров, с двигателем «Le Rhone» или «Clerget». У «биса» также были складывающиеся при перевозке крылья и горизонтальное оперение, состоявшее из одного руля без стабилизатора. Самолет был вооружен одним пулеметом «Lewis» или «Colt» с отсекателями пуль на лопастях винта или же ось ствола была направлена поверх диска винта. Синхронизатора на пулеметах не было. Этот самолет хорошо летал и применялся в 1916 г. как истребитель, причем «…результаты испытаний выяснили полное соответствие аппарата боевым требованиям», как было сказано в акте. Конструктор самолета Ф.Э.Моска получил субсидию в 50 тыс. руб.

После самолета-разведчика «Моска МБ», следующим шагом конструктора стал истребитель. Реально оценивая невозможность получения в российских условиях мощных двигателей, Моска пошел по пути миниатюризации аппарата. Истребитель, названный МБ бис, вполне соответствовал требованиям военных, особенно подкупали складывающиеся крылья и оперение. Задний лонжерон крыльев расстыковывался, затем крыло поворачивалось вокруг шарнирного (карданного) устройства на первом лонжероне и крепилось к специальному узлу на фюзеляже. Горизонтальное оперение на концах имело небольшие сережки, за которые и связывалось, как шапка-ушанка, сыромятным ремнем. Нельзя сказать, что вся эта «раскладушка» была придумана именно Моской, но его несомненная заслуга в оригинальных и простых изящных решениях. А вообще, идея складывания была не прихотью, а одним из основных строгих требований к первым военным самолетам. На конкурс военных аэропланов в 1911 году во Франции требовалось, например, после каждого спуска летательный аппарат разобрать, перевезти на значительное расстояние на буксире у автомобиля, затем собрать и вновь подняться в воздух. Победил тогда «Ньюпор-IV», нашедший впоследствии столь широкое распространение в России. Так что Моска лишь продолжил устоявшиеся традиции.

В начале июня 1916 года самолет прошел испытания на Ходынском аэродроме. Машину облетывали известные пилоты Евграф Крутень и Константин Арцеулов, давшие ей высокую оценку. Однако маломощный авиазавод, до предела загруженный другими заказами, не мог сразу организовать серийный выпуск. Только в декабре Особым совещанием по обороне государства «МБ бис» был отнесен к предпочтительным типам истребителей и рекомендован к крупносерийной постройке. С заводом подписали контракт на постройку 125 самолетов с двигателями «Le Rhone» и «Clerget» мощностью 80 и 110 л.с. Вместе с заказанной еще дополнительно сотней «Ньюпоров-11», самолеты необходимо было сдать к 1 июля 1917 года. На деле же выполнение заказа шло медленно и с трудом. Задуманное расширение производства вызвало значительные затраты и не оправдало надежд. К концу мая 1917 года завод сдал только 25 машин «МБ бис». А начавшиеся летом волнения и забастовки, а также отсутствие оборотных средств и хронические перебои в поставках сырья поставили предприятие на грань краха. Сам конструктор и глава производства вынужден был поспешно вернуться на родину. Ангар на Ходынском аэродроме, принадлежащий Моска, остался под охраной механика Котильона. Впрочем, скоро исчез и механик.

Задел производства был постепенно использован в течение 1917-1918 годов. Большинство этих последних серийных машин испытывал Георгий Братолюбов. Всего заводом было выпущено до полусотни истребителей «Моска МБ бис». Они применялись в заключительной стадии войны с немцами, а впоследствии и на различных фронтах гражданской войны. Вооружение истребителя состояло из пулемета «Lewis», установленного на треноге под углом к продольной оси самолета и стреляющего поверх диска винта. Самолеты третьей серии предполагалось оснащать курсовыми пулеметами «Colt» снаружи правого борта. Для предохранения винта от прострелов планировалось оборудовать машину кулачковыми отсекателями пуль системы прапорщика Кулебакина.

Суть этого довольно простого и оригинального устройства заключалась в том, что специальные кулачки из высокопрочной стали выдвигались из-под капота в момент прохождения лопасти винта через линию полета пули. Испытания, проведенные с 23 по 28 июля 1917 года на Ходынском стрельбище, показали безупречную работу отсекателей, оказавшихся гораздо более надежными, чем первые образцы пулеметных синхронизаторов. В отчете было отмечено: «…при стрельбе… винт и аппарат никаких повреждений от осколков и брызг пуль не имели. Отсекатель работал безупречно.»  Масса устройства вместе с передачей и креплением составляла менее 5 кг. Единственным недостатком был нерациональный расход части боеприпасов (примерно 10% пуль, попадавших в отсекатели). Тем не менее, устройство рекомендовали к внедрению в массовое производство с целью оснастить ими все истребители «Моска» и «Моран». Но на дворе уже стояла осень 1917 года…

Заводские мощности после национализации были использованы для производства учебных самолетов А.А.Пороховщикова П-IV. Впоследствии завод Моска стал называться Государственным авиазаводом № 25. В 20-х годах там работал Николай Поликарпов. Разумеется, концепция истребителя «МБ бис» к лету 1917 года уже не могла считаться передовой, соответствуя скорее начальному периоду воздушного единоборства (конец 1915 — начало 1916 годов). И все же, если бы не революция, этот простой, надежный и неприхотливый аэроплан, будучи построен в больших количествах, мог внести заметный вклад в борьбу за господство в воздухе на российско-германском фронте Первой Мировой войны. Выпущено же было 50 экземпляров до 1918 года и некоторое количество позже.

ЛТХ:

Модификация: МБ бис
Размах крыла, м: 7,20
Длина, м: 6,10
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 12,10
Масса, кг
-пустого самолета: 322
-нормальная взлетная: 487
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone» или «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 130
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3200
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 7,7-мм пулемет «Lewis» или «Colt».

1.Самолет-разведчик Моска МБ.

Предшественник истребителя «МБ бис» — самолет-разведчик «Моска МБ».

3.Первый опытный Моска МБ бис. Лето 1916 г.

Первый опытный истребитель «Моска МБ бис». Лето 1916 г.

Истребитель Моска МБ бис на русско-германском фронте. 1917 г.

Истребитель «Моска МБ бис» на русско-германском фронте. 1917 г.

«МБ бис» со сложенными для удобства транспортировки крыльями и оперением.

Истребитель «МБ бис». Рисунок.

7.МБ бис в сложенном виде. Рисунок.

«МБ бис» в сложенном виде. Рисунок.

Проекции «Моска MБ бис». Рисунок.

9.МБ бис. Схема 1.

МБ бис. Схема 1.

10.МБ бис. Схема 2.

МБ бис. Схема 2.

11.МБ бис. Схема 3.

МБ бис. Схема 3.

.

.

Источники:
В.Кондратьев. Самолеты первой мировой войны.
М.Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.