Торпедоносец АИС.

Разработчик: Шишков
Страна: Российская Империя
Первый полет: лето 1917 г.Торпедоносец АИС.

АИС (Авиационная испытательная станция) Морского ведомства была организована в конце 1916-го — начале 1917 года. Морским министерством для испытания построенных заводами гидросамолетов и для производства научных опытов в области морской авиации, для грамотной приемки материальной части и разработки технических условий на ее поставку.

При АИС было организовано в конце 1916 года конструкторское бюро, помещавшееся в Политехническом институте, и опытный гидродром на Крестовском острове в Петрограде. Конструкторское бюро при АИС было организовано для проектирования опытных морских самолетов наравне с заводами.

Во главе АИС стояли морские инженеры П.А.Шишков (начальник) и Сушенков (заведующий расчетно-конструкторской частью). КБ АИС развило большую деятельность. Проектировались двухпоплавковые бипланы под двигатели «Sunbeam» в 150 л.с., «Hispano-Suiza» в 200 л.с. и «Renault» в 220 л.с., контристребитель под «Hispano-Suiza» в 200 л.с. (аналогичный ВМ-6) и начиналось проектирование летающей лодки. Местом постройки предполагались заводы Щетинина и особенно Мельцера. Из всех проектов АИС практическое осуществление получили два: морской торпедоносец и морской поплавковый разведчик. Остальные проекты под общей маркой «Аист» (буква «т» были прибавлена для благозвучия) были прекращены, поскольку вся организация АИС была расформирована в октябре 1917 года.

Морской торпедоносец АИС (торпедоносец Шишкова). Схема — поплавковый двухстоечный биплан с толкающей силовой установкой под верхним крылом. Коробка крыльев с большим выносом, верхнее крыло по размаху больше нижнего, элероны — только на верхнем. Двухместная кабина по типу “Фарман-ХVI” за задним лонжероном нижнего крыла переходила в хвостовую часть фюзеляжа, не имевшую обтяжки. Поплавков было три: главные — плоскодонные с округлой палубой и хвостовой. Вертикальное оперение значительных размеров. Двигатель — «Clerget» мощностью 130 л.с.

По мысли изобретателей, для этого самолета предполагалась особая торпеда, без механизма (не самодвижущаяся), более короткая, чем обычная мина Уайтхеда, более обтекаемой формы, остроносая, длиной около 3 м. Торпеда подвешивалась за кабиной, в передней половине хвостовой части фюзеляжа, расчалочная конструкция которой на протяжении трех панелей была понизу открытая, а жесткость фюзеляжа обеспечивалась усилением его лонжеронов и расчалками от него к нижнему крылу. Торпеда подвешивалась так, что могла вращаться вокруг своей оси путем привода от двигателя. На валу двигателя был установлен шкив, от которого шла ременная передача к шкиву над торпедой, снабженному фрикционным барабаном, касавшимся торпеды и вращавшим ее для сохранения заданного ей направления после сброса.

Это хитроумное приспособление успели осуществить лишь частично. В августе — сентябре А.Е.Грузинов выполнил не менее трех полноценных полетов продолжительностью до часа каждый. Был сброшен макет торпеды, самолет вел себя нормально, взлет был лучше, чем взлет гидросамолета М-11.

Торпедоносец АИС. Схема

Торпедоносец АИС. Схема.

.

.

Список источников:
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.