Проект реактивного истребителя ЛаГГ-3РД-1.

Разработчик: М.И.Гудков
Страна: СССР
Проект 1942 г.

О появлении этого проекта Михаил Иванович Гудков в своих воспоминаниях рассказывал: » В первые годы Великой Отечественной войны, я работал главным конструктором самолетостроительного КБ и одновременно был главным инженером одного из Главков Наркомата авиапромышленности. В то время разрабатывались различные проекты увеличения скорости и усиления огневой мощи истребителя ЛаГГ-3, который ещё до войны был создан С.А.Лавочкиным, В.П.Горбуновым и мною.

Как-то я обратился к ведущему инженеру моторного Главка В.В.Яковлевскому, (позже в течении многих лет заместитель начальника ЦИАМ) с просьбой ознакомить с новыми проектами конструкторов-двигателистов, которые бы помогли решить задачу прироста скорости истребителя. Василий Владимирович развернул передо мной синьку с продольным разрезом турбореактивного двигателя РД-1, показал графики, характеристики. Я прочел отчет, где говорилось, что техническим руководителем этого проекта является Люлька, что двигатель с тягой 530 кг, проектируется в СКБ при Кировском заводе в Ленинграде…

Мы с Яковлевским «прикинули» и пришли к мнению: 530 кг тяги не так уж и мало! С таким двигателем скорость истребителя возможно, пожалуй, довести до 900 км в час, а то и выше, тогда как самолет с поршневым мотором делает всего 600-700 км в час. У меня родилась идея скомпоновать на нашем самолете двигатель РД-1, вместо намечавшегося ранее поршневого мотора М-105 (с реактивным ускорителем) конструкции В.Я.Климова. … Изучив чертежи и другую документацию РД-1, я решил проектировать на базе ЛаГГ-3 новый самолет — реактивный истребитель. Однако двигатель в том виде, в котором он представлялся на чертежах, требовал доработки.»

Сегодня цифру в 900 км/ч можно с полным основанием подвергнуть сомнению, т.к. для тяги РД-1, равной 530 кг, скорость более 700 км/ч просто нереальна. Даже при тяговом усилии в 900 кг, которое развивал двигатель самолета Як-15, имеющего схожую с ЛаГГ-3 размерность и меньший вес, была получена максимальная скорость всего 805 км/ч, на серийных экземплярах и того меньше — 786 км/ч.

По рекомендации М.И.Гудкова Архип Михайлович Люлька был вызван из Билимбая (куда был эвакуирован из Ленинграда) в Москву, а затем, в конце 1942 года, А.М.Люлька лично руководил вывозом технической документации РД-1 и его материальной части (к лету 1941 года ТРД РД-1, был готов уже на 70 %, разразившаяся война заставила отложить эту работу) из блокадного Ленинграда.

Работы начались в КБ М.И.Гудкова, решались сложные проблемы с перекомпановкой двигателя для установки на истребитель, а также велась работа по переработке конструкции самого самолета. Компоновка РД-1 на истребителе была выполнена по схеме «подвески двигателя под фюзеляжем» перед кабиной пилота, реактивное сопло отводило горячие газы под хвостовую часть самолета. Для защиты фюзеляжа от раскаленной струи установили предохранительный экран из стали.

Проект ЛаГГ-3РД-1. Реконструкция.

Как упоминает в своих воспоминаниях М.И.Гудков: «Одним словом, за короткое время мы завершили компоновку истребителя с ТРД. Это был реальный проект самолета с отечественным турбореактивным двигателем. Между прочим, наш опыт помог Генеральным конструкторам А.И.Микояну и А.С.Яковлеву. Спустя несколько лет по такому же, как у нас, принципу они компоновали свои истребители под трофейные ТРД. Так, на МиГ-9 был поставлен двигатель БМВ-003 (в советском обозначении РД-20), а на Як-15 установлен ЮМО-004 (РД-10).»

Проект ЛаГГ-3РД-1. Реконструкция.

Компоновка ЛаГГ-3РД-1 получила положительные заключения ЦАГИ. Была создана комиссия для выяснения возможности постройки первого советского реактивного самолета. Состоялось большое совещание. Присутствовали крупнейшие ученые и главные конструкторы: Стечкин, Келдыш, Ильюшин, Сухой, Туполев, Яковлев, Микулин, Климов… Ссылаясь на положительную оценку проекта ЦАГИ, Гудков горячо доказывал: «Самолет с ТРД мы должны делать именно сейчас! Он даст превосходство над фашистской авиацией, приблизит Победу».

Проект ЛаГГ-3РД-1. Рисунок (http://alternathistory.com/nesostoyavshiisya-sopernik-me-262-istrebitel-lagg-3-vrd-sssr).

Обстоятельное сообщение Люльки выслушали с большим вниманием, но со сложными чувствами: тут было и желание верить, и глубокий интерес к проблеме, и сомнения. Особенно они усилились после выступления занимавшего тогда ведущее положение в моторостроении А.А.Микулина. Александр Александрович утверждал: «Турбореактивный двигатель — преждевременная затея, изготовить лопатки компрессора в массовом производстве невозможно. Да на наш век и поршневых самолетов хватит». Пройдет немного времени, и он поймет ошибочность своего взгляда, и параллельно с Люлькой займется проектом своего ТРД.

Совещание решило считать постройку самолета с воздушным реактивным двигателем преждевременной, но работу над ТРД продолжать. Однако проект М.И.Гудкова сделал свое дело: замороженная тематика турбореактивных двигателей была возобновлена. Проект самолета ЛаГГ-3 с РД-1 предусматривал размещение двигателя по реданной схеме. Установлены были более близкие сроки окончания проекта усовершенствованного двигателя. А конструкторам-самолетчикам предложили для увеличения скорости строить самолеты с комбинированными силовыми установками: поршневой мотор в сочетании с жидкостными ускорителями.

.

.

Список источников:
ЦАГИ. Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг. Книга II.
Журнал «Крылья Родины» 2007-01. Навстречу 100-летию А.М.Люльки. Лев Берне, Виктор Плотников. Первому всегда трудно.
Интернет-журнал «Созидатели». Архип Люлька. Взлёт.