Фронтовой истребитель МиГ-29 (9-14).
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.
Для расширения боевых возможностей истребителя МиГ-29 при действии по наземным целям в 1984 году ММЗ им. А.И.Микояна разработал проект модификации, получившей название МиГ-29 (изделие «9-14»), От предыдущих вариантов самолет отличался новой системой управления вооружением, в которую была включена лазерно-телевизионная прицельная система (ЛТПС) «Рябина» в подвесном контейнере (такую аппаратуру планировалось применить и на модернизированных истребителях-бомбардировщиках МиГ-27М, а также на перспективных легких штурмовиках «101» ММЗ им. А.И.Микояна и Як-58 ММЗ «Скорость»). Состав вооружения «9-14» был дополнен управляемыми средствами поражения наземных целей — ракетами Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и КАБ-500Л, а максимальная бомбовая нагрузка самолета возросла до 4500 кг (были введены две дополнительные точки подвески вооружения под крылом и одна — под фюзеляжем, что позволило подвешивать на истребитель до девяти бомб ФАБ-500).
Обнаружение и распознавание наземных целей планировалось осуществлять телевизионным каналом ЛТПС «Рябина», измерение дальности до них — входящим в ее комплект лазерным дальномером. Для целеуказания полуактивным головкам самонаведения ракет Х-25МЛ, Х-29Л и корректируемых бомб КАБ-500Л предполагалось использовать лазерный канал ЛТПС «Рябина», а пассивным ГСН противорадиолокационных ракет Х-25МП и Х-31П — аппаратуру управления «Прогресс-Н», размещаемую в подфюзеляжном контейнере вместо ЛТПС «Рябина».
Прототипом МиГ-29 типа «9-14» должен был стать переоборудованный в конце 1984 года серийный МиГ-29 № 0707, получивший № 407. Доработанный самолет выкатили на аэродром 27 декабря 1984 года и 13 февраля 1985 года летчик-испытатель Т.О.Аубакиров поднял его в первый полет. Поскольку новая система управления вооружением еще не была готова, машину решено было использовать в соответствии с программой испытаний истребителя МиГ-29 типа «9-13». Особое внимание уделялось определению характеристик поперечной управляемости самолета с увеличенным гротом и блоками пассивных помех перед форкилями при полете на больших углах атаки. По результатам этих испытаний была доработана система автоматического управления: уменьшен угол отклонения элеронов при углах атаки более 18° и увеличен до ±8° угол отклонения рулей направления от автономных рулевых машинок (АРМ). Летом 1985 года на истребителе выполнили несколько полетов по теме «9-14»: 1 июля МиГ-29 № 407 впервые взлетел, имея на подвеске девять бомб ФАБ-500, а спустя месяц, 9 августа, — массогабаритный макет контейнера ЛТПС «Рябина». Однако до испытаний на боевое применение дело не дошло. Поскольку с середины 80-х гг. ОКБ уже интенсивно работало над созданием модернизированного истребителя МиГ-29М, в состав вооружения которого также включались средства высокоточного поражения наземных целей, решено было отказаться от продолжения программы «9-14», а единственный построенный прототип использовать для дальнейших испытаний в интересах улучшения характеристик серийных истребителей.
В 1986 году МиГ-29 № 407, приведенный к стандарту типа «9-13», участвовал в испытаниях по оценке влияния дифференциального отклонения консолей стабилизатора и секций поворотных носков крыла (внутренние секции выпускались на угол -30°, внешние — на угол -10°) на характеристики бокового движения самолета при полете на углах атаки более 25°. Изучалась возможность увеличения углов «антизависания» элеронов до -10° и -15°, а также углов отклонения рулей направления от АРМ до ±15°. По результатам этих исследований в САУ были внесены необходимые изменения, что позволило добиться расширения диапазона допустимых углов атаки, при которых сохраняется удовлетворительная боковая устойчивость и поперечная управляемость самолета. Поэтому самолет № 407 можно считать одним из прототипов модернизированного истребителя МиГ-29С, максимально допустимый угол атаки которого достиг 28°.
В декабре 1989 года на МиГ-29 № 407 было выполнено несколько испытательных полетов на штопор. К началу 1991 года, когда 407-й впервые решили показать на международной выставке, на нем совершили уже более 500 полетов. Зарубежная премьера самолета состоялась на авиасалоне на Филиппинах. Перелет в Манилу был выполнен 4 марта 1991 года. Вернувшись в Россию, истребитель опять начал летать по программам оценки устойчивости и управляемости при различных вариантах настройки САУ. В сентябре 1992 года «без отрыва от производства» МиГ-29 № 407 вновь стал участником зарубежной выставки — на этот раз в Фарнборо. Интенсивные полеты на машине продолжались до лета 1993 года (к 12 июля 1993 г. на ней совершили 698 полетов), однако и по сей день она остается в летном состоянии. В конце 1997 года на МиГ-29 № 407 был выполнен первый взлет с мобильного аэродромного трамплина. В начале 1998 года самолет оснастили усиленным шасси с колесами КТ-209, обеспечивающими посадку с увеличенной до 16200 кг массой (в интересах создания модернизированного истребителя МиГ-29СМТ).
ЛТХ:
Модификация: МиГ-29
Размах крыла, м: 11,36
Длина самолета со штангой ПВД, м: 17,32
Высота самолета, м: 4,73
Площадь крыла, м2: 38,06
Масса , кг
-пустого самолета: 11400
-нормальная взлетная: 15800
-максимальная взлетная: 18600
Топливо, л
-внутренее: 4540
-ПТБ: 3800
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс
-форсированная: 2 х 8300
-максимальная: 2 х 5040
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2450 (М=2,3)
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-на малой высоте: 710
-на большой высоте: 1500
-с ПТБ: 2160
Максимальная скороподъемность, м/мин: 19200
Практический потолок, м: 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 1
Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-301
Боевая нагрузка: 4500 кг на шести подкрыльевых узлах — две ракеты средней дальности Р-27Р и до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М,
бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ, НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б.
Истребитель МиГ-29 (9-14).
Истребитель МиГ-29 (9-14).
Истребитель МиГ-29 (9-14).
Истребитель МиГ-29 (9-14).
Истребитель МиГ-29 (9-14).
МиГ-29 (9-14). Схема.
.
.
Список источников:
Полигон. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев. МиГ-29.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная «Девятка».
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый «МиГ».
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний.
Владимир Ильин. МиГ-29, «Мираж» 2000, F-16. Звезды четвертого поколения.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель МиГ-29.