Лёгкий самолёт АИР-8.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.
Самолет АИР-8 был построен по заказу ОСОАВИАХИМа для аэроклубов и летных школ. О нем известно очень мало, настолько мало, что почти вся информация содержится в следующей цитате из известной книги В.Б.Шаврова: «АИР-8 — модификация АИР-4 с небольшими изменениями в схеме, введенными по указанию ВВС. Стержни шасси от узлов на передних подкосах крыла шли к крылу; колеса — баллонные низкого давления. Двигатель был первоначально М-23, но из-за неустранимых вибраций заменен двигателем «Walter» в 60 л.с., потом двигателем «Siemens» в 85 л.с. Самолет проходил испытания в НИИ ГВФ в 1934 году, но применения ему не нашлось.»
Данные самолета с двигателем «Siemens» приведены ниже, а данные с М-23 указаны на сохранившихся проекциях «аэроклубного самолета АИР-8»: скорость максимальная 150 км/ч, посадочная 60 км/ч, потолок 4000 м, дальность полета 500 км. Цифры, вероятно, расчетные.
В газете «Менжинец» от 17 августа 1933 года А.С.Яковлев сообщал: «Сейчас мы сдали на аэродром АИР-8.» Таким образом, примерная дата первого полета — август 1933 года. Известно также, что испытания с «Siemens» проходили в августе 1934 года. Полеты Ю.И.Пионтковского показали хорошие летные качества АИР-8, прекрасную устойчивость, управляемость, небольшой разбег и пробег, «…позволяющие производить полеты на самых незначительных площадках.» Самолет поднимал двух человек, 10 кг багажа и располагал запасом горючего на 6 часов полета.
Самолетом АИР-8 завершается первый этап конструкторской работы Александра Сергеевича Яковлева, этап самодеятельного творчества под эгидой ОДВФ-АВИАХИМа-ОСОАВИАХИМа. За 10 лет (1924-1933 гг.) поднялись в воздух два типа планеров и восемь типов самолетов, считая АИР-5, АИР-6 и АИР-7.
Создавая неприхотливые легкие самолеты, пригодные для разнообразного применения (военная и местная связь, спортивные и агитационные перелеты, помощь планеристам и др.), А.С.Яковлев вместе с тем все более приближался к учебно-тренировочному самолету-моноплану.
Четыре мировых рекорда, перелеты, эксплуатация в тяжелых условиях доказали высокие качества и полезность авиеток А.С.Яковлева. Но неоднократные рекомендации и решения о запуске в серийное производство не были реализованы. Главная причина в том, что конструктор имел в своем распоряжении единичные экземпляры импортных двигателей или несерийных отечественных.
Только после установки массового двигателя М-11 в 1932 году на АИР-6 и в 1935-1936 годах на АИР-10 (УТ-2) и АИР-14 (УТ-1) эти самолеты пошли в большую серию. Оставалось сделать, казалось бы, небольшой шаг — от 85-сильного двигателя «Siemens» к 100-сильному М-11. Но этот шаг подкреплялся настойчивой отработкой конструкций самолетов в течение нескольких лет.
Полный успех пришел на следующем этапе, который начался весной 1934 года, когда конструкторская группа А.С.Яковлева выделилась в самостоятельное предприятие с государственным финансированием, собственной территорией и производственной базой.
ЛТХ:
Модификация: АИР-8
Размах крыла, м: 11,00
Длина самолета, м: 7,05
Высота самолета, м: 2,30
Площадь крыла, м2: 16,50
Масса, кг
-пустого самолета: 395
-нормальная взлетная: 630
-максимальная взлетная: 805
Тип двигателя: 1 х ПД «Siemens»
-мощность, л.с.: 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч: 150
Крейсерская скорость, км/ч: 131
Практическая дальность, км: 2500
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2.
Легкий самолет АИР-8. Центральный аэродром, Москва. 1934 г.
Легкий самолет АИР-8. Центральный аэродром, Москва. 1934 г.
Легкий самолет АИР-8. Центральный аэродром, Москва. 1934 г.
Легкий самолет АИР-8. Центральный аэродром, Москва. 1934 г.
АИР-8. Рисунок.
АИР-8. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авико Пресс. Ю.Засыпнин, К.Удалов. Самолеты АИР.
Сайт «Антология Як». (airfield.narod.ru).