Учебно-тренировочная летающая лодка МУ-2.
Разработчик: КБ Д.П.Григоровича
Страна: СССР
Первый полет: 1926 г.
В 1925 году КБ Д.П.Григоровича получило задание на разработку учебного гидросамолета для авиашкол. Предусматривалось создание двухместной летающей лодки, простой в производстве и надежной в эксплуатации. МУ-2 должен был заменить устаревшие М-20 и МУ-1. Чтобы ускорить разработку и облегчить производство новой машины, решили использовать корпус лодки М-5. Заново сконструировали только коробку крыльев и хвостовое оперение.
Попытка улучшения М-5 подтвердила, что для получения действительно удовлетворяющих результатов требуется не модернизация старых образцов, а принципиально новая конструкция. Так как задание на учебную летающую лодку оставалось в силе, Григорович приступил к проектированию нового аппарата — теперь под отечественный двигатель М-11 мощностью 100 л.с. Этот самолет отличался цельнометаллическим корпусом лодки с упрощенными прямыми обводами и накладным реданом, что предполагало удешевление его изготовления при запуске в серию.
Поперечный набор лодки-фюзеляжа МУ-2 состоял из 27 шпангоутов, пять из них были оборудованы водонепроницаемыми переборками. Управление самолетом штурвальное, сдвоенное, педали летчиков качающиеся, с горизонтальной осью вращения. Стойки центральной пирамиды для крепления двигателя металлические, межкрыльевые стойки деревянные, хвостовое оперение дюралюминиевое. Крылья двухлонжеронные с профилем в сечении «Эйфель-367». Основной топливный бак емкостью 105 л разместили за кабиной пилотов, а добавочный расходный бак емкостью 11 литров — в обтекателе перед двигателем М-11. Подкачка бензина из основного в расходный бак осуществлялась насосом, приводимым в движение ветрянкой или ручной помпой.
Постройка МУ-2 началась в 1927 году и заканчивалась уже в отсутствие Григоровича. Испытания самолета начались 29 августа 1929 года на гидробазе авиазавода № 31 в Таганроге. 6 сентября 1929 года судьбу самолета решали на заседании технического совета Авиатреста. Присутствовали Поликарпов, Ришар, Артамонов, Журавченко, Самсонов, Четвериков. Сообщалось, что МУ-2 находится в Таганроге, где летчик Рыбальчук выполнил на нем первый полет. Он отметил, что кабина пилотов тесная, одновременно вырез кабины очень большой (это наглядно демонстрируют представленные фотографии). Летные качества самолета Рыбальчук оценил как невысокие. Он утверждал, что нет гарантии выхода из штопора. Кроме того, лодка имела длинный разбег и тяжелый взлет. Скороподъемность тоже оказалась скромная — на практический потолок 3500 м учебная лодка забиралась за 85 мин. Одновременно указывалось, что центровка МУ-2 такая же, как у итальянской летающей лодки Savoia S.16 — 38% САХ. Далее предлагалось произвести аэродинамические продувки модели в ЦАГИ, а затем продолжить доработки самолета.
На практике совершенствованием учебной лодки МУ-2 более не занимались. Чуть позднее на ее основе конструктор авиазавода № 23 A.С.Москалев подготовил свой проект учебной летающей лодки (с деревянным фюзеляжем), получившей обозначение МУ-3. Ее построили в начале 1931 года, а затем вполне успешно испытали. Впрочем, в серию пошел совершенно другой самолет с двигателем М-11 — многоцелевая амфибия В.Б.Шаврова Ш-2, которая широко использовалась также и для обучения морских летчиков.
ЛТХ:
Модификация: МУ-2
Размах крыла, м: 11,80
Длина, м: 8,60
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 35,60
Масса, кг
-пустого самолета: 820
-нормальная взлетная: 1086
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 136
Крейсерская скорость, км/ч: 108
Практическая дальность, км: 380
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3150
Экипаж, чел: 2.
Учебная летающая лодка МУ-2.
Учебная летающая лодка МУ-2.
Учебная летающая лодка МУ-2. Вид спереди.
Учебная летающая лодка МУ-2. Вид сзади.
МУ-2 во время проведения испытаний в 1929 г.
Летающая лодка МУ-2 на воде.
Летающая лодка МУ-2 на воде.
Летающая лодка МУ-2 на воде. Вид спереди.
МУ-2. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.