VI Всесоюзные планерные состязания 1929 года.

С 6 по 23 октября 1929 года в районе Коктебеля на горе Клементьева (Узун-Сырт) состоялись VI Всесоюзные планерные состязания. Еще до официального открытия 26 сентября начались учебные полеты. Всего было представлено 22 планера, из которых летали лишь 14. Было выполнено 588 полетов общей продолжительностью 99 ч. 19 мин. Состав пилотов-парителей был очень сильным: К.К.Арцеулов, К.М.Венслав, В.К.Грибовский, В.А.Степанчонок, А.Б.Юмашев, Л.А.Юнгмейстер. Тренировочная группа была представлена организациями Ленинграда, Москвы, Харькова, Киева, Проскурова, Краснодара, Севастополя, Симферополя.
Представителем оргкомитета по проведению состязаний был назначен начальник ВВС МВО И.У.Павлов, также в оргкомитет входили: С.В.Ильюшин и А.М.Розанов.

Состязания обслуживались легким самолетом АИР-3 под управлением летчика Д.А.Кошица. На нем тарировали барографы, делали срочные доставки, искали улетевших пилотов-парителей.

ФОТО 1.

Самолет АИР-3 на VI Всесоюзных планерных состязаниях. Коктебель. Сентябрь 1929 г.

Перед состязаниями были поставлены следующие задачи:
— подготовка к парящим полетам учащихся, прошедших первоначальную подготовку на местных планерных станциях;
— рекордные достижения дальности и высоты полета;
— освоение методики новых видов полета, в частности парения в термических воздушных потоках.

Официальное открытие состязаний состоялось 6 октября. Были произведены показательные полеты планеров, самолетов АИР-3 и Р-1.

На VI ВПС были продемонстрированы как новые, построенные специально к состязаниям, так и ранее созданные планеры, которые уже участвовали в состязаниях 1927-го и 1928 года. Конструкторы М.К.Тихонравов, В.С.Вахмистров и А.А.Дубровин привезли свои четыре планера, которые были сконструированы на основе одной и той же принципиальной схемы: начиная с планера «Жар-Птица» постройки 1927 года они с каждым годом совершенствовали схему, создав в 1928 году «Гамаюн», а в 1929 году — «Скиф». Кроме того в 1929 году они повторили «Жар-Птицу» с некоторыми усовершенствованиями. Конструкторы шли по пути улучшения аэродинамической схемы планера путем постепенного увеличения размаха, удлинения, изменения площади крыла и улучшения конструкции. Все четыре планера показали высокие летные качества. На планере «Скиф» был установлен всесоюзный рекорд высоты, а планер «Жар-Птица» весьма успешно использовался для учебно-тренировочного парения.

Группа симферопольских планеристов на VI ВПС. Крым, Узун-Сырт, 1929 г.

Летчик-конструктор В.К.Грибовский привез три своих планера: Г-2, Г-6 и Г-7. Планеры В.Г.Грибовского были совершенно оригинальной отечественной конструкции, отличались небольшими размерами, малой массой и изящностью конструкции. Планер Г-7 был особенно удачным развитием предыдущих типов. Конструктор вернулся к схеме среднеплана, которая ранее была им развита в планере Г-2.

Киевские планеристы привезли планер «Гриф» конструкции Н.А.Жемчужина, Д.Л.Томашевича, А.М.Сорочинского. Конструкторы С.П.Королев и С.Н.Люшин продемонстрировали рекорный паритель «Коктебель».

ФОТО 2.

С.П.Королев, С.Н.Люшин и К.К.Арцеулов у планера «Коктебель». VI ВПС 1929 г.

Б.И.Черановский представил планер «Гном», который как и все предыдушие его конструкции, имел параболические очертания у крыла и рулей. Недостаточность элеронов и не совсем верная центровка не позволили планеру полностью выявить свои летные качества на слете.

Планер А.А.Сенькова «Папаша» не был испытан в воздухе на этот раз из-за неверной центровки (54%).

В последний день состязаний был доставлен планер П.А.Ивенсена И-3 с рекордно большим удлинением крыла — 26,7.

Для учебных целей использовались ранее построенные планеры. Симферопольцы привезли планеры «Буян» и «Кудеяр». Москвичи кроме «Жар-Птицы», Г-2 и «Гнома» имели еще планеры «Пионер» и ИТ-4. ИТ-4 опять показал себя с хорошей стороны, будучи очень летучим, прочным и простым в ремонте. На состязаниях был еще целый ряд вариантов учебного планера «Пегас».

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Архив РГАНТД.