Учебно-тренировочный истребитель Ла-5УТИ.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.0.ла-5ути

Летчики, готовившиеся для истребителей семейства «ЛаГГ» и «Ла», до 1944 года не имели своей спарки — двухместного учебного варианта. Они пересаживались на боевые машины, как правило, со «старичка» УТИ-4, спарки на базе истребителя И-16. Правда, в свое время построили спарку на базе ЛаГГ-3, но в серию она не пошла.

В сентябре 1943 года с завода № 21 в НИИ ВВС поступил изготовленный месяц назад первый учебно-тренировочный Ла-5 с двигателем М-82Ф. На его борту над номером 07 красовалась надпись «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

Открытая (без фонаря) кабина летчика-инструктора размещалась между 5-м и 8-м шпангоутами. В этом месте пришлось усилить фюзеляжный вырез верхними лонжеронами и ввести два дополнительных шпангоута. С машины сняли одну пушку ШВАК, ее место занял баллон со сжатым воздухом. Для учебного самолета ненужными стали бронеспинка и бронестекло, система нейтрального газа и бомбовое вооружение. Отказались и от радиооборудования.

Ведущими по испытаниям спарки были инженер В.И.Алексеенко и летчики А.Г.Кубышкин и Ю.А.Антипов. Облетали самолет также П.М.Стефановский, В.И.Хомяков, И.М.Дзюба и К.И.Овчинников. По их общему мнению, задняя кабина оказалась тесной, особенно для летчиков в зимнем обмундировании, но по технике пилотирования самолет почти не отличался от боевого Ла-5, если не считать повышенной чувствительности к перетягиванию ручки управления. В полете с открытым фонарем передней кабины, что практиковалось среди советских пилотов, сильно задувало заднюю кабину и зимой летать без маски было невозможно.

Учебно-тренировочный Ла-5 испытания прошел удовлетворительно и был рекомендован к серийной постройке, но с обязательной установкой переговорного устройства и устранением выявленных дефектов, впрочем, последних было не так уж много.

Месяц спустя в НИИ ВВС появилась еще одна спарка и тоже завода № 21, однако она испытания не выдержала, а серийному учебно-тренировочному Ла-5 было суждено появиться лишь в конце 1944 года.

Тем временем, в марте 1944 года, в передвижных авиационных мастерских ПАМ-30 1-й воздушной армии один из серийных самолетов Ла-5 переделали в двухместный Ла-5УТИ. В ходе государственных испытаний выявилась тряска хвостового оперения (видимо, из-за ослабления хвостовой части фюзеляжа) при заходе на посадку и на парашютировании. Это заставило прекратить дальнейшие работы по машине.

В этом же году на заводе № 163 в двухместный учебно-тренировочный самолет переоборудовали Ла-5Ф. Во время государственных испытаний обнаружилась тряска хвостового оперения (типа бафтинг) на больших углах атаки и при открытых свыше 25 мм боковых створках мотора.

Решением ГКО от 19 октября 1943 года завод № 163 обязали начать производство Ла-5УТИ. Однако выполнение этого постановления затянулось, и лишь с ноября 1944 года в небольших количествах завод начал сдавать заказчику спарки. При этом на них запрещалось выполнять штопор, парашютирование, неуправляемые (штопорные) перевороты и бочки. Остальные фигуры высшего пилотажа разрешалось делать только при боковых створках открытых не более чем на 25 мм.

В декабре 1944 года Ла-5УТИ № 39215055 исследовали в аэродинамической трубе ЦАГИ Г-101.

В качестве мероприятий по устранению тряски «цаговцы» рекомендовали увеличить расстояние между боковыми створками и крылом, закрыть обтекателями выступы направляющих рельс подвижной части фонаря задней кабины и более тщательно выдерживать обводы профиля центроплана. Все эти советы реализовали уже в спарке Ла-7УТИ.

ЛТХ:

Модификация: Ла-5УТИ
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,67
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,50
Масса, кг
-пустого самолета: 2789
-нормальная взлетная: 3210
Тип двигателя: 1 х ПД М-82Ф
-мощность, л.с.: 1 х 1330
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 552
-на высоте: 600
Практическая дальность, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 877
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК.

Опытный Ла-5УТИ «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

Опытный Ла-5УТИ «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

3.Опытный Ла-5УТИ Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ

Опытный Ла-5УТИ «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

4.Опытный Ла-5УТИ Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ

Опытный Ла-5УТИ «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

5.Опытный Ла-5УТИ Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ

Опытный Ла-5УТИ «Подарок фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».

На 2-м опытном Ла-5УТИ завода № 21, построенном в 1943 году, фонарь кабины инструктора открывался вбок.

8а.Серийный Ла-5УТИ.

Серийный Ла-5УТИ 1944 г.

8.Ла-5УТИ.

Серийный Ла-5УТИ 1944 г.

7.Ла-5УТИ с борт. № 100 в 1944 г. использовался на Ленинградском фронте в качестве фоторазведчика.

Ла-5УТИ с бортовым № 100 в 1944 г. использовался на Ленинградском фронте в качестве фоторазведчика.

9.Вид на кабины Ла-5УТИ.

Вид на кабины Ла-5УТИ.

10.Замена колеса на Ла-5УТИ.

Замена колеса на Ла-5УТИ.

11.Курсант на Ла-5УТИ.

Курсант на крыле Ла-5УТИ.

11а.Три учебно-тренировочных истребителя Ла-5УТИ в полете по маршруту.

Три учебно-тренировочных истребителя Ла-5УТИ в полете по маршруту.

12.Ла-5УТИ. Рисунок.

Ла-5УТИ. Рисунок.

Ла-5УТИ. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Крылья Родины. Евгений Подрепный. «Лавочкин-5» — истребитель завода № 21.
Крылья Родины. Виктор Бакурский. Я — «Лавочкин» истребитель.