Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33, «изделие 410»).

Разработчик: МКБ «Вымпел»
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Испытания: 1975-1980 гг.
Принятие на вооружение: 1981 г.

У каждого, даже не слишком усердного читателя «Зарубежного военного обозрения» внешний облик ракеты Р-33 вызывает вполне определенные ассоциации с американской ракетой аналогичного назначения AIM-54A «Phoenix», тем более, что калибры ракет совпадают с точностью до миллиметра. Зная историю создания ракеты Р-3 (К-13), можно было предположить очередную историю с воспроизведением удачного образца зарубежной техники. Однако Р-33 представляет чисто отечественную разработку, а некоторое сходство с «главным калибром» американского истребителя F-14 вполне естественно при близких требованиях по летно-тактическим характеристикам и условиям размещения на носителе.

Разработка ракеты началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П в целом.

В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 года предусматривалась разработка самолета Е-155МП — модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон». Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела» А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисноват по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива — К-13 и К-23. Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие — заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.

Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем разработчики перешли на «нормальную» аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности. Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты.

Р-33. Компоновочная схема.

 

Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.

В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракет с полуактивными ГСН на различные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникса» бортового оборудования проявилась в ее цене — без малого миллион долларов за каждую ракету.

Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его продолжительности.
Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету.

Корпус ракеты состоит из нескольких отсеков, соединенных силовыми хомутами:
— первый отсек — ГСН, контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель;
— второй отсек — аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом;
— третий отсек — РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком;
— четвертый отсек (вокруг газовода РДТТ) — газогенераторы, турбогенератор с блоком регулирования и рулевые машины, работающие на горячем газе, вырабатываемом газогенераторами.

Тип БЧ — осколочно-фугасная Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями. На начальном этапе испытаний (1973 г.) отрабатывалось два типа боевых частей — осколочно-фугасная и стержневая.

Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории — два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК «Взлет». С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.

В ходе летных испытаний, проведенных в 1975-1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень на базе МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 года до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.

Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 года под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с «Вымпелом» при выпуске зенитных ракет комплекса «Куб». Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета «красных» получила обозначение «АА-9 Amos».

По основным характеристикам ракета соответствовала директивным документам на разработку. Однако, спустя несколько лет с начала серийного производства и эксплуатации комплекса и ракеты выявилась потребность и появились возможности для проведения модернизации. Конструкторы продолжили работы по совершенствованию комплекса МиГ-31-33 и его ракетного вооружения в направлении увеличения дальности пуска ракет, расширения диапазона высот поражаемых целей, наращивания мощности боевого снаряжения, повышения точности наведения, обеспечения более высокой помехозащищенности. Для увеличения числа одновременно обстреливаемых целей предусматривалось применение более совершенной цифровой инерциально-активной радиолокационной системы управления взамен аналоговой полуактивной.

2.Проекции ракеты Р-33.

Проекции ракеты Р-33.

Модификации:
— К-33 («изделие 410») — наименование проекта и ракеты до принятия на вооружение.
— Р-33 — базовая.
— Р-33С — доработанная. Отличается активной радиолокационной ГСН, первая советская ракета, оснащенная встроенной цифровой БЦВМ. Дальность пуска увеличена до 160 км. Применяется на МиГ-31Б, МиГ-31М.
— Р-33Э — экспортный вариант Р-33С.

Носители:
— Ту-148 (проект) — в конце 1960-х годов велись предварительные работы по комплексу перехвата с РЛС «Заслон» и перспективными ракетами К-33. Количество одновременно атакуемых целей — 2. Работы свернуты весной 1968 г. в угоду развитию проекта Е-155МП / МиГ-31.
— МиГ-31 и его модификации.

ТТХ:

Длина, мм: 4250
Диаметр корпуса, мм: 380
Размах крыла, мм: 900
Размах стабилизатора, мм: 1180
Масса, кг: 490
Масса БЧ, кг: 47
Тип БЧ: осколочно-фугасная
Скорость максимальная, М: 4,5
Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели, км: 120
Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели, км:
-максимальная: 40
-минимальная: 2,5
Максимальная скорость цели, км/ч:
-в передней полусфере: до 3500
-в задней: до 2300-2400
Высота полета цели, м: 25/50-28000.

3.Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.

Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.

4.Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.

Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.

5.Ракеты Р-33 под МиГ-31.

Ракеты Р-33 под МиГ-31.

6.Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид сзади.

Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид сзади.

7.Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.

Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
В.Н.Шунков. Самолеты спецназначения.