Расторгуев Виктор ЛеонидовичРасторгуев Виктор Леонидович (1910-1945).

Лётчик-испытатель.

Родился 30 октября (по другим сведениям — 12 ноября) 1910 года в городе Саратов. Работал шофёром.
В 1931 году окончил Высшую лётно-планерную школу (Коктебель), оставлен в ней лётчиком-инструктором.
C 1933-1934 годах работал в саратовском аэроклубе.
В 1937-1939 годах — командир планерного отряда Центрального аэроклуба. Установил ряд всесоюзных и мировых рекордов по планерному спорту.
В 1939-1941 годах — лётчик-испытатель ЦАГИ. Провёл испытания трофейного FW-190A.
С апреля 1941 года по май 1945 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны:
-в июле-августе 1941 года — лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО г. Москвы.

Выполнил первый полёт и провёл испытания планеров Г-11 (02.09.1941 г.), А-7 (02.09.1941 г.), ЛС (18.08.1942 г.); самолётов Як-3ПД (03.10.1944 г.), Як-3 ВК-108 (19.12.1944 г.), Як-3РД (22.01.1945 г.), Як-3Т (24.01.1945 г.). Провёл испытания: ЛаГГ-3 на флаттер (1941 г.); Пе-2 на штопор (1942 г.); Ла-5 на штопор(1943 г.); Як-3 на штопор (1944 г.); Як-5 (1944 г.); Як-8 (1944 г.); Як-10 (1945 г.).
С 1945 года — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Внес большой вклад в разработку методики вывода из плоского штопора.
15 августа, при испытаниях Як-3РД после нормального включения ЖРД через 10-15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина. Спустя еще несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами бензина, попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование. Летчик выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме. На земле комиссия обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления. Неисправность устранили.

Погиб 16 августа 1945 года при выполнении испытательного полёта на Як-3РД. В этом полете после выключения ЖРД самолет набрал высоту 2500 м, сделал «площадку» и плавно перешел в планирование, угол которого стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45-50°, самолёт врезался в землю у посёлка Сокол (сейчас станция метро Сокол). В.Л.Расторгуев погиб. Причину катастрофы установить не удалось, но достоверно, что не было взрыва РД, пожара или явного разрушения самолета в воздухе. В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем высоты.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В.П.Глушко после облета и фотографирования советскими искусственными спутниками Луны предложил назвать один из открытых кратеров на обратной стороне Луны именем Расторгуева. Благодаря поддержке В.П.Глушко, в 1967 году была успешно завершена подготовка второй части «Атласа обратной стороны Луны», первой в мире Полной карты Луны и полного глобуса Луны. В.П.Глушко подарил экземпляр атласа вдове летчика Этте Львовне Расторгуевой. Впоследствии американская сторона не согласилась с названиями кратеров и переименовала их в честь своих пилотов. Этот спор так и не был доведен до логического конца.

Дочь В.Л.Расторгуева — Галина Викторовна тоже стала известным лётчиком-испытателем. Она поставила ряд международных рекордов на вертолётах.

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден «Знак Почёта»;
-медали.

Истребитель Як-3. В кабине летчик-испытатель В.Л.Расторгуев.

Истребитель Як-3. В кабине летчик-испытатель В.Л.Расторгуев.

.

.
Список источников:
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
И.И.Шелест. «Лечу за мечтой».