Истребитель-перехватчик И-7.
Разработчик: ОКБ Микояна,Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.
Предвидя возможные проблемы с новым двигателем ВК-3 в ОКБ-155 под ту же систему «Ураган-1» начали проектировать новый истребитель-перехватчик, который получил название И-7У (соответствующее постановление Совета Министров СССР вышло 28 марта 1956 года, а приказ МАП был выпущен б июня того же года). Для него выбрали уже созданный в опытном образце мощный турбореактивный двигатель конструкции А.М.Люльки АЛ-7Ф. Летные испытания последнего уже проводились на новом опытном фронтовом истребителе С-1, созданном в ОКБ-51 главного конструктора П.О.Сухого.
Согласно вышеназванным постановлениям новый истребитель-перехватчик должен был строиться в двух вариантах — И-7У и И-7К. Первый требовалось предъявить на госиспытания в IV квартале 1956 года, второй — в I квартале следующего года. На первом опытном экземпляре (И-7У) предполагалось использовать пушечное и неуправляемое ракетное вооружение, на втором (И-7К) — только ракетное: два управляемых снаряда К-6 или вместо них два блока с восемью снарядами С-5 (АРС-57) в каждом, кроме того в крыле дополнительно могли устанавливаться четыре автомата с четырьмя снарядами С-5 (АРС-57) в каждом.
Здесь стоит напомнить, что еще в начале 50-х годов вышло несколько правительственных постановлении о создании управляемого ракетного авиационного вооружения для авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование снарядов было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так в ОКБ-2 (Министерства оборонной промышленности) под руководством П.Д.Грушина создавались ракетные системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова системы К-75 и К-7 (в вариантах К-7л с управлением по лучу радиолокатора и К-7с с головкой самонаведения), в ОКБ-4 (МОП) М.Р.Бисновата система К-8 (также в двух вариантах с управлением по лучу и самонаведением). Постановление Совета Министров СССР об испытании этих систем в составе ряда авиационных комплексов вышло 30 декабря 1954 года.
Эскизный проект И-7У был закончен 23 июля 1956 года и утвержден А.И.Микояном 21 августа. Самолет представлял собой среднеплан с крылом стреловидностью 55° и носовым цилиндрическим воздухозаборником с центральным телом в виде конуса, в котором размещалась антенна РЛС. Вооружение состояло из двух пушек НР-30 (с боезапасом по 80 снарядов на каждую), расположенных в корне крыла, но более «прижатых» к фюзеляжу. Самолет дополнительно мог нести 16 неуправляемых снарядов С-5 (АРС-57) в четырех блоках под крылом. Под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный топливный бак. Пилот защищался бронеплитой, установленной спереди, бронезаголовником и передним бронестеклом (общий вес брони составлял 59,8 кг). В нижней части фюзеляжа (в районе стыка с крылом) на уровне передней кромки крыла устанавливались два тормозных щитка. Основное радиооборудование перехватчика состояло из радиолокационной станции «Алмаз», станции системы наведения на цель «Лазурь», радиостанции РСИУ-4В, аппаратуры системы слепой посадки ОСП-48 (в составе автоматического радиокомпаса АРК-5, сопряженного с аппаратурой управления полетом, радиовысотомера РВ-5 и маркерного приемника МРП-48П), аппаратуры «Глобус-2» и запросчика-ответчика СРЗО-2 («Хром-Никель»). Контроль за стрельбой осуществлялся фото-кинопулеметом СШ-45. Электропитание осуществлялось от генераторов ГС-12Т и СГО-8Г, а также преобразователя ПО-750 и двух аккумуляторов 15СЦС-45. Как и в самолете И-3У, на И-7У применялся автопилот АП-36, предназначенный специально для работы в системе «Ураган-1». Летные характеристики самолета рассчитывались под двигатель АЛ-7Ф с номинальной тягой 6300 кг, тягой на максимальном режиме 7500 кг и на форсаже 10000 кг.
И-7К отличался конструкцией носовой части фюзеляжа (до рамы-шпангоута № 6), размещением оборудования и вооружения. С самолета снимались узлы крепления пушек (ниши под них закрывались обтекателями), а отсеки для патронных ящиков использовались для установки дополнительного оборудования. На этом варианте перехватчика предполагалось установить РЛС «Алмаз-3» и вычислитель ПВУ-67 (разработанный в ЦКБ-589 МОП). Как уже упоминалось выше, вооружение самолета состояло из двух ракет К-6, подвешиваемых на пусковых устройствах АПУ-9 (конструкции ОКБ-81). В крыле дополнительно могли устанавливаться четыре автомата с неуправляемыми снарядами С-5 (АРС-57), (по четыре в каждом). Эскизный проект И-7К был завершен 23 августа и утвержден Микояном 28 августа.
Неожиданно сложилась судьба перехватчика И-7У. Первый полет совершил на нем 22 апреля 1957 года летчик-испытатель Г.К.Мосолов. 21 июня в 13-м полете при посадке было повреждено крыло и самолет до середины января 1958 года находился в ремонте. В следующих шести полетах были сняты летные характеристики, которые просто озадачили конструкторов. Расчетной скорости в 2300 км/ч на высоте 11000 м получить не удалось. Более того, реальная максимальная скорость оказалась почти на 900 км/ч ниже и составляла 1420 км/ч. Причина оказалась простой: двигатель АЛ-7Ф недодавал заявленную мощность (эти двигатели, выпущенные малой серией, имели реальную тягу на максимальном режиме 6850 кг, а на форсаже 8800 кг), кроме того он имел большой расход топлива и невысокую надежность. Тем не менее, даже при таком двигателе, результаты испытаний можно расценивать как полную неудачу.
12 февраля по указанию Генерального конструктора летные испытания были прекращены, а машину отправили на завод для «хирургической» операции — переделки в другой тип. Второй опытный экземпляр перехватчика И-7К строить уже не стали.
Перехватчики И-3У и И-7У положили начало семейству «тяжелых» МиГов. Тяжелых по сравнению с более легкими фронтовыми истребителями типа Е-2, Е-4 и Е-5, вес которых не превышал 6300 кг. Остается удивляться разведслужбам НАТО, которые умудрились не заметить эти интересные изделия ОКБ А.И.Микояна и, соответственно, не присвоить им свои традиционные кодовые обозначения.
ЛТХ:
Модификация: И-7У
Размах крыла, м: 9,98
Длина, м: 18,28
Площадь крыла, м2: 31,90
Масса, кг
-пустого самолета: 7347
-нормальная взлетная: 9600
-топлива: 2000
Тип двигателя: 1 х ТРД АЛ-7Ф
Тяга, кгс: 1 х 9215
Максимальная скорость, км/ч: 2300
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1505
-с ПТБ: 2004
Практический потолок, м: 19200
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 3 х 30-мм пушки НР-30 (боезапас 160 патронов).
Истребитель-перехватчик И-7У.
Истребитель-перехватчик И-7У.
Истребитель-перехватчик И-7У.
Истребитель-перехватчик И-7У.
Истребитель-перехватчик И-7У.
Истребитель-перехватчик И-7У.
И-7У. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация. Ефим Гордон. «Нестандартные» МиГи.
Сайт «Уголок неба». 2008 г. страница: «Микоян,Гуревич И-7».