Проект тяжелого истребителя СК-3.

Разработчик: ОКБ ЦАГИ, М.Р.Бисноват
Страна: СССР
Проект 1940 г.

Одновременно с проведением летных испытаний экспериментального самолета СК-1 и доводкой истребителя СК-2, ОКБ ЦАГИ, которым руководил Матус Рувимович Бисноват, вело работы и по проекту двухмоторного тяжелого истребителя СК-3, оснащенного двигателями АМ-37. Этот самолет должен был применяться для сопровождения бомбардировщиков, и транспортных самолетов, выполняющих ответственные задания на большой высоте, а также для уничтожения высотных целей.

После доработки фюзеляжа под бомбовый отсек (что было предусмотрено проектом, и в этом было главное отличие от немецкого опытного истребителя Focke-Wulf Fw.187 «Falke») СК-3 мог применяться как высотный скорострой бомбардировщик, способный нести бомбы массой до 1000 кг.

Тяжелые истребители Focke-Wulf Fw.187 «Falke».

Работы по проекту шли довольно быстро и первую машину планировали передать на заводские испытания уже осенью 1940 года.

Как и многие аналогичные проекты отечественных конструкторов, СК-3 проектировался с расчетом на установку новейших высотных моторов АМ-37 взлетной мощностью по 1400-1450 л.с. и номинальной мощностью на высоте 5000 м — 1250 л.с.

Проект сразу же разрабатывался в двух вариантах: одноместном (основном) и двухместном. Двухместный вариант предусматривал замену закабинного бензобака на рабочее место стрелка-радиста, который сидел спиной к пилоту.

Для увеличения дальности полета под центропланом крыла самолета предусматривалась подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 200 л. На этих же узлах подвески можно было установить и бомбодержатели для 250-кг авиабомб. Еще одна бомба могла быть подвешена под фюзеляжем.

Наступательное стрелковое вооружение самолета должно было состоять из четырех крупнокалиберных пулеметов Березина, два из которых размещались в носовой части фюзеляжа, а два — под кабиной пилота. В перспективе пулеметы могли быть заменены на 20-мм пушки ШВАК.

СК-3. Схема.

Конструкция самолета должна была быть цельнометаллической. Вес пустого самолета не должен был превышать 5200 кг, а взлетный — 7000 кг.

В январе 1940 года началась постройка полноразмерного макета самолета СК-3 и весной того же года эскизный проект истребителя был рассмотрен комиссией НКАП под председательством Я.В.Смушкевича, в которую также входили А.С.Яковлев, С.Н.Шишкин и М.Н.Шульженко. В связи с тем, что в это время Яковлев продвигал в серию собственный самолет аналогичного назначения (И-29, на базе ББ-22 ), истребителю СК-3 по-видимому просто не хватило места в длинном строю «двухмоторников». Во всяком случае проект был возвращен на доработку.

В феврале 1941 года переделанный заново проект, теперь уже только в двухместном варианте, после повторного рассмотрения был окончательно «зарезан». К тому же на подходе были похожие самолеты куда более авторитетных конструкторов — ДИС Микояна и Гуревича и ТИС Поликарпова.

Вскоре М.Р.Бисноват был направлен в Ленинград на завод № 23, где ему пришлось заниматься серийным выпуском истребителя ЛаГГ-3. Во второй половине 1943 года Бисновата перевели в НИИ-3, где он проектировал и строил самолеты по тематике «302». После войны он возвращается в ЦАГИ, где построил несколько экземпляров самолета с ЖРД Би-5 (Б-5) со стреловидным крылом. Начиная с 1956 года, главный конструктор М.Р.Бисноват возглавил новую тематику по ракетам класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», работая на ТМЗ.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: СК-3
Площадь крыла, м2: 23,79
Вес, кг
— пустого: 5102
— взлетный: 6995
Двигатель: 2 х ПД АМ-37
Мощность, л.с.
— взлетная: 2 х 1400
— номинальная на Н=5000 м: 2 х 1250
Макс. скорость км/ч
— у земли: 555
— на высоте: 700
Время набора высоты 5000 м, мин: 18,5
Потолок практический, м: 11000
Дальность полета, км: 1500
Экипаж, чел: 1

.

.

Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика». № 02 за 1998 г. Ивнамин Султанов. Тяжелые истребители.