Михельсон Николай ГуставовичМихельсон Николай Густавович (1894-1938).

Родился в 1894 году в г. Белосток (Гродненская губерния) Российской Империи. Сведения о детских годах и учёбе — отсутствуют. Впервые упоминается как сотрудник чертежного бюро завода Щетинина «Гамаюн» в Санкт-Петербурге. С приходом на завод в 1912 году в качестве технического директора Д.П.Григоровича, стал его ближайшим помощником, участвуя в проектировании и создании всех его гидросамолетов дореволюционной поры. Среди них такие легендарные машины Первой Мировой войны, как летающие лодки М-5, М-9, М-11.

В годы революции оказался в Красноярске, где встретил своего коллегу — бывшего сотрудника Д.П.Григоровича — М.М.Шишмарева. Вместе с М.М.Шишмаревым в 1920 году, в самый разгар Гражданской войны, сначала по тылам белых, затем красных, перебрался в Таганрог, где по слухам был пущен авиазавод «Лебедь» (бывший Лебедева). На следующий год, вместе с М.М.Шишмаревым и инженером завода, бывшим деникинским морским летчиком В.Л.Корвин-Кербером выиграл конкурс, объявленный УВВС на проект первого морского одноместного истребителя под двигатель «Hispano-Suiza» в 200 л.с. Строительство самолёта было начато в Таганроге. Особенность истребителя МК-1 «Рыбка» заключалась в том, что спроектированный из шпона в форме «монокока», он имел очень удачную форму, в которой полностью скрывался двигатель. В нём было четыре лонжерона и шпангоуты из фанеры с отверстиями облегчения. Радиатор располагался в центроплане верхнего крыла.

К весне 1922 года В УВВС было принято решение продолжить строительство опытного экземпляра «Рыбки» в Петрограде на заводе «Красный летчик». В результате Михельсон отправился вместе с заготовками истребителя в Петроград, расставшись со своими соавторами, которые тем же решением УВВС были переведены в Москву в распоряжение Д.П.Григоровича.

В Петрограде Михельсон завершил строительство самолёта, однако поднять его с воды так и не удалось. Поплавки оказались слишком тяжелы для маломощного двигателя. Попытка облегчить ни к чему не привела. Лишь после того, как Михельсон переставил МК-1 на колесные шасси, летчику Л.И.Гиксе удалось поднять его в воздух. Самолёт оказался весьма удачным, но недостаточная мощность двигателя не позволяла запустить его в серию. В ожидании другого двигателя МК-1 был поставлен в ангар небольшого аэродрома на Крестовском острове, где и был уничтожен наводнением 1924 года.

Михельсон продолжал работать на заводе «Красный летчик», пока туда в 1925 году не перебрался из Москвы вновь созданный Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС) Д.П.Григоровича. С этого момента Михельсон влился в конструкторский коллектив своего давнего руководителя. Он участвовал в создании всех самолётов ОМОС, такие как пассажирский СУВП, Морской разведчик МРЛ-1, истребитель И-2бис, разведчики открытого моря РОМ-1 и РОМ-2, морской учебный самолет МУР-1. Далеко не все из них оказались удачными, что сказалось на психологическом климате в отделе, поэтому когда его решили вернуть в Москву, Михельсон, как, впрочем, и целый ряд других ключевых сотрудников Д.П.Григоровича, остался на «Красном летчике» заведовать чертежным отделом.

В 1929 году Михельсон был арестован. Это был ожидаемый арест, который произошел почти через год после ареста Д.П.Григоровича и ряда других бывших сотрудников ОМОС. Весь год Михельсон допрашивался как свидетель по делу Д.П.Григоровича, А.Н.Седельникова, В.Л.Корвин-Кербера и других его товарищей, и вот теперь наступила его очередь. Осужденный по 58 статье, Михельсон сразу оказался в составе первой авиационной «шараги» ЦКБ-39 ОГПУ, где собрались теперь уже «вредители» — бывшие конструкторы из коллективов Д.П.Григоровича и Н.Н.Поликарпова. Заключенные под бдительным оком чекистов, в ударные сроки создали сначала истребитель И-5, а затем и целый ряд других самолётов, в том числе пушечный истребитель И-Z и бомбардировщик ТБ-5, в работе над которыми принимал участие и Михельсон.

В 1931 году Михельсон досрочно был отпущен и вернулся в Ленинград. Здесь на авиазаводе № 23 (бывший завод «Красный летчик») он занял должность заведующего конструкторским отделом. Уже в 1935 году вместе с И.В.Часовиковым он создал специальный легкий гидросамолет РВ-23, затем усовершенствовал поликарповский У-2, создав на его базе тренировочные самолёты У-3 и У-4 с улучшенной аэродинамикой.

Затем последовали проекты самолётов-амфибий МУ-4, МУ-5 и МУ-6. Проекты были крайне перспективными, что было установлено уже при испытании МУ-4 в Севастополе. Почти одновременно Михельсон создавал весьма необычный легкий гидросамолет-торпедоносец МП. С торпедой он не был способен самостоятельно оторваться от воды, поэтому с полным вооружением его должен был поднять и транспортировать к месту атаки бомбардировщик ТБ-3. В воздухе отсоединившись от носителя МП должен был поразить противника и, освободившись от торпеды, самостоятельно возвратиться и сесть на воду.

Эти самолёты Михельсону так и не удалось довести до конца. В конце 1937 года его вновь арестовали. Прокуратурой СССР Михельсон был обвинен по статье 58 (пп. 6-9-11) УК РСФСР, и уже 17 января 1938 года Комиссией НКВД приговорен к Высшей мере наказания. Его расстреляли 29 января 1938 года. Похоронен Николай Густавович в безымянной могиле в Ленинграде, вероятно, на спец. кладбище НКВД «Левашовская пустошь».

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.А.Копытов. Керберы. Фамильный код.