А.С.Москалев.Москалев Александр Сергеевич (1904-1982).

Александр Сергеевич Москалев родился 16 (29) ноября 1904 года в небольшом городишке Валуйках Воронежской области (ныне Курская область) в семье земского ветеринарного врача Сергея Ксенофонтовича Москалева. Через год после рождения мальчика семья переехала в Верхнюю Хаву. В детстве Саша и его младший брат Боря, благодаря требовательной семейной атмосфере, воспитывались в духе любви к труду, тяги к знаниям и активной жизненной позиции. Не даром и младший брат авиаконструктора Борис стал доктором наук, профессором Воронежского СХИ, автором многочисленных научных трудов, кавалер ордена «Трудового Красного Знамени».

В июне 1913 года семья Москалевых переезжает в Воронеж, а осенью 1914 отец определил Александра в 1-ю Воронежскую гимназию (после октябрьского переворота — 1-я Советская трудовая школа). В те годы Саша увлекался шахматами, поэзией, игрой в футбол, и, конечно же, авиацией.
В 1920-1922 годах Александр Москалев служил добровольцем в Красной Армии, затем – участковым милиционером в Воронежской городской милиции.
В 1923 году он поступает в Воронежский госуниверситет на физико-математический факультет, самолетостроение притягивало его все сильней.
В 1924 году Москалев продолжает учебу в Ленинграде.
С 1928 года по 1931 год, после окончании ЛГУ, Александр работал на заводе № 23 «Красный Летчик» (инженером, а затем — заместителем начальника расчетного отдела завода), где он, будучи еще «молодым специалистом» внес крупный вклад в запуск в серию истребителя Д.П.Григоровича И-2бис, разработав оригинальный радиатор охлаждения двигателя.
Недостатки самостоятельно построенного «первенца» учебной летающей лодки МУ-3, заставили Москалева получить еще одно высшее образование — экстерном (занимаясь по ночам) он сдает весь курс обучения в Ленинградском технологическом институте и получает диплом инженера-технолога. Соединив знания и опыт инженера-расчетчика, конструктора и технолога 27-летний Александр проектирует двухмоторный «воздушный автобус» для связи Ленинграда с Крондштатом, но достроить его не удалось — скоротечная чахотка заставляет его долгие месяцы бороться за жизнь на больничной койке. Москалев выкарабкался.
В 1931 году, по совету врачей и согласно приказу треста, А.С.Москалев был направлен на работу в Воронеж, на строящийся авиазавод № 18, на должность заместителя начальника серийно-конструкторского отдела.
С 1932 года — заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода.
В 1930-1945 годах разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа лёгких самолётов. На самолётах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полёта. Во время Великой Отечественной войны занимался проектированием и производством воздушно-десантной техники.
С 1948 года на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А.Ф.Можайского.

Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Создатель уникальных по своим ЛТХ самолетов. Группа оригинальных авиационных конструкций созданных им, остаётся во многом непревзойденной, по соотношению ЛТХ/мощность моторов (а соответственно и по экономичности). К ним относятся:
САМ-10 — лёгкий деревянный пассажирский самолёт, непревзойденный в классе лёгких самолетов и через 70 лет после своего создания (государственные испытания прошли в 1938 году);
-САМ-12 — учебный самолёт;
САМ-5 (несколько вариантов, первый появился в 1933 году);
-САМ-7 (двухместный бесхвостовый истребитель сопровождения, расчётная скорость — 600 км/ч);
САМ-14, САМ-16, САМ-25;
-проект истребителя РМ-1 и ряд других;
-самолет САМ-9 «Стрела» (1937 год) с крылом свехмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолета появились только в 1950-е);
-САМ-4 «Сигма» (расчетная скорость с двумя моторами М-34 — 600 км/ч; существовал только проект 1933-1934 гг.);
САМ-11 «Бекас» — учебный самолёт-амфибия;
САМ-13 — один из предвоенных советских истребителей;
САМ-6 (свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом и одноколёсным шасси).

Ни один из этих самолетов не пошел в сколько-нибудь значительную серию, и не повлиял сколько-нибудь значительно на развитие отечественной или мировой авиации. Однако это свидетельствует не столько о каких-либо проблемах самолётов Москалёва, сколько о проблемах отечественной и мировой авиации.

Умер Александр Сергеевич 3 января 1982 года и похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

Награды:
-орден Красной Звезды;
-орден «Знак Почёта»;
-медали;
-в 1979 году, в связи с 75-летием, награждён Золотой медалью имени академика Королева.

А.С.Москалев у самолета САМ-5бис.

А.С.Москалев у самолета САМ-5бис.

.

.
Список источников:
В.В.Гагин. Авиаконструктор А.С.Москалёв.