Экспериментальный истребитель-перехватчик П-1.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.

В истории авиации немало примеров, когда об опытном летательном аппарате можно рассказать немного, разве, что о его конструкции. Впрочем, информация о количестве нервюр, шпангоутов и заклепок особого интереса не представляет, поскольку за прошедшие десятилетия в машиностроении многое изменилось. В то же время пройти мимо самого факта существования летательного аппарата нельзя, и П-1 («П», видимо, — перехватчик) здесь не исключение.

Вслед за развернувшимся проектированием фронтовых истребителей С-1 и Т-3 — первенцев восстановленного ОКБ П.О.Сухого — в отделе общих видов появились первые наброски самолета П-1, предназначавшегося для работы в системе перехвата «Ураган-1». Машина разрабатывалась на основании январского 1955 года постановления Совмина. Основным был двухместный вариант, хотя рассматривался и одноместный П-1. Следует отметить, что под систему «Ураган-1» в ОКБ-155, возглавлявшемся А.И.Микояном, разрабатывались одноместные перехватчики И-3У и И-7У, а под более позднюю «Ураган-5» и И-75. Все они так и остались в опытных экземплярах. В соответствии с заданием на П-1 предписывалось установить РЛС «Алмаз-7», а также мощное вооружение из двух, наводящихся по радиолучу радара, ракет К-7, неуправляемых реактивных снарядов с оперением: пары АРС-212 и 50-ти АРС-57 или 32-х турбореактивных ТРС-85, стабилизировавшихся вращением. Подвеску УР К-7 предусмотрели под консолями крыла, а НУРСы — в закрывавшихся щитками пусковых установках — под фюзеляжем.

Значительные трудности встретились с выбором силовой установки. Первоначально рассматривались перспективные двигатели Р-11-300 и Р-15-300 или два АЛ-9, но они, за исключением второго и то с огромным опозданием, так и не появились. Ставку сделали на Р-15-300, однако временно (так казалось) пришлось установить АЛ-7Ф. Первые наброски П-1 предусматривали лобовой воздухозаборник с размещенной над ним одной из двух антенн РЛС по типу опытного Т-3. Однако громоздкость прицельной станции заставила изменить компоновку машины и воспользоваться еще не проверенными на практике боковыми, к тому же регулируемыми воздухозаборниками. На передней кромке треугольного крыла выделялся характерный аэродинамический «зуб» (по аналогии с Т-3), рекомендованный ЦАГИ. Запас топлива в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках емкостью 2410 л и в подвесном объемом 950 л должен был обеспечить дальность 1400 и 2000 км соответственно.

В состав системы управления самолетом входил довольно редкий в те годы для машин такого класса автопилот АП-28. Наведение перехватчика должно было осуществляться в автоматизированном режиме. Опытную двухместную машину построили в июне 1957 года и в сентябре перевезли на аэродром ЛИИ. Первый полет на П-1 совершил летчик-испытатель НИИ ВВС Н.И.Коровушкин в начале октября. Затем к испытаниям подключился летчик ЛИИ Э.В.Елян. До 26 ноября сделали четыре полета. Опытный П-1 с двигателем меньшей тяги, лишенный РЛС, аппаратуры наведения и вооружения, позволял лишь определить взлетно-посадочные характеристики и параметры устойчивости и управляемости на некоторых режимах, отработать воздухозаборное устройство. Хотя ожидалось, что со штатным двигателем при нормальном полетном весе 10600 кг (перегрузочный 11550 кг) самолет будет развивать скорость до 2050 км/ч на высоте 15000 м. Практический потолок должен был быть не ниже 19500 м. В то же время на заводе № 153 в Новосибирске начали строить три самолета под запланированные ТРДФ Р-15-300.

Однако надежды, как промышленности, так и заказчика на новую машину быстро растаяли. Сначала отказались от автоматизированной системы наведения «Ураган», затем прекратили работу по УР К-7 и наконец, отсутствие нужных двигателей поставило машину, по сути превратившуюся в летающую платформу для оборудования и вооружения, на прикол. В 1958 году П.О.Сухой и А.Б.Слепушкин, пытаясь спасти самолет, предложили для борьбы с низколетящими целями разработать двухместный вариант П-1 с РЛС «Пантера» и парой управляемых ракет К-9. Однако для автоматизированного наведения низковысотного истребителя с помощью разрабатывавшейся системы «Воздух-1» потребовался самолет ретранслятор. Видимо, последнее обстоятельство, связанное с созданием еще одной машины, не позволило реализовать замыслы. По расчетам, модернизированный П-1 с двигателем ВК-13 мог развивать максимальную скорость у земли 1250 км/ч, а его дальность на крейсерской скорости 800 км/ч ожидалась не менее 1100 км.

ЛТХ:

Модификация: П-1
Размах крыла, м: 9,81
Длина, м: 21,27
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 44,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 10750
-максимальная взлетная: 11550
Тип двигателя: 1 х ТРД АЛ-9 (АЛ-7Ф-1)
Тяга, кгс: 1 х ?
Максимальная скорость, км/ч: 2050
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1400
-с ПТБ: 2000
Практический потолок, м: 19500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х УР К-7, 50 х НУРС АРС-57.

1.Экспериментальный самолет П-1.

Истребитель-перехватчик П-1.

Истребитель-перехватчик П-1.

Истребитель-перехватчик П-1.

Истребитель-перехватчик П-1.

Истребитель-перехватчик П-1.

Перехватчик П-1 в стапеле.

П-1. Компоновочная схема.

4.П-1. Схема 1.

П-1. Схема.

5.П-1. Схема 2.

П-1. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Крылья Родины. Николай Якубович. С надеждой на «Ураган».
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Сухой П-1».
Авиация и Время 2003-01. В.Павлов. Классика второго поколения.
Сайт «AviaDejaVu». Сухой П-1 / П-2.