Проект тяжелого истребителя-перехватчика ИОП.

Разработчик: П.О.Сухой
Страна: СССР
Проект 1940 г.

В 30-е годы стало очевидным, что переход к монопланной схеме, снижение лобового сопротивления за счет улучшения аэродинамики самолета, увеличение удельной нагрузки на крыло, повышение удельной мощности двигателей, позволили приблизить скорости двухмоторных самолетов к скоростям одномоторных истребителей. Кроме того, имея значительно большую дальность, большую боевую нагрузку, такой самолет переходил в разряд многоцелевых и мог выполнять функции дальнего истребителя сопровождения, разведчика и бомбардировщика.

На рубеже 30-х — 40-х годов задания на такие самолеты получили главные конструкторы Н.Н.Поликарпов, В.К.Таиров, А.И.Микоян, П.Д.Грушин, В.М.Петляков, А.С.Яковлев и другие.

В связи с возникшими сомнениями в правильности расчетов и выполнении ТТТ при проектировании В.К.Таировым истребителя ОКО-6 и учитывая «… особую важность данного типа самолета для вооружения ВВС», Военный Совет ВВС РККА в январе 1939 года постановил просить НКОП дать задание «…Конструктору т. Сухому спроектировать 2-х моторный одноместный истребительный самолет с моторами М-105…» Сведений о работе над этим проектом не обнаружено.

В начале октября 1940 года П.О.Сухой направил на рассмотрение в вышестоящие инстанции эскизный проект одноместного двухмоторного истребителя с моторами АМ-37. Основное назначение истребителя — оборона пунктов, т.е. уничтожение бомбардировщиков противника, пытающихся наносить удары по особо важным тыловым объектам: крупным административным центрам, железнодорожным узлам, портам, стратегическим промышленным предприятиям.

В НИИ ВВС дали сравнительно высокую оценку инициативному проекту ИОП 2АМ-37, отметив реальность его воплощения, но оригинальную основную идею — создание эффективного истребителя-перехватчика, все же не сумели понять. В заключении было отмечено: «…Учитывая большой опыт т. Сухого в конструировании самолетов типа «двухмоторный бомбардировщик» и то, что по этому типу новых самолетов на 1941 год никому из конструкторов разработать и построить не предложено, считать целесообразным поручить т. Сухому разработку и постройку опытного двухмоторного среднего бомбардировщика.»

Истребитель обороны пункта представлял собой цельнометаллический низкоплан с разнесенным двухкилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж овального сечения, по конструктивной схеме — монокок с вырезами. Летчик располагался в носовой части, что обеспечивало ему хороший обзор вперед и в стороны. Для обзора задней полусферы, за спинкой кресла пилота, по бортам фюзеляжа имелись окна. Предусматривалось специальное окно для обзора вперед — вниз. Сдвижной фонарь кабины летчика имел форточку.

В передней части фюзеляжа, под полом кабины летчика и за спинкой кресла размещалось вооружение. Летчик спереди был защищен прозрачной броней, а сзади — бронеспинкой толщиной 8,65 мм. Для защиты головы при сохранении обзора назад, верхняя часть бронеспинки срезалась и заменялась прозрачной броней. Кабина летчика имела бронированный пол. В средней части фюзеляжа помещались топливные баки, а под ними бомбовый отсек. В хвостовой части фюзеляжа монтировалось оборудование.

Компоновочная схема ИОП 2АМ-37.

Крыло трапециевидной формы в плане было выполнено по однолонжеронной схеме и имело автоматические предкрылки, элероны с триммером и посадочные щитки.

Хвостовое оперение двухкилевое. Конструктивно стабилизатор составлял одно целое с задним отсеком фюзеляжа и крепился к нему по контуру обшивки. Рули высоты и направления были снабжены триммерами.

Шасси — трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры убирались в мотогондолы, а хвостовое колесо – в фюзеляж. Уборка и выпуск шасси осуществлялись при помощи гидросистемы, давление в которой создавалось гидронасосом, установленным на одном из двигателей. Предусматривался аварийный выпуск шасси от ручного гидронасоса.

ИОП 2АМ-37 (октябрь 1940 г.). Схема.

Силовая установка включала в себя два двигателя водяного охлаждения АМ-37, с взлетной мощностью по 1400 л.с. Винты изменяемого шага, металлические, трехлопастные, диаметром 3,4 м. Водо- и маслорадиаторы располагались в крыле, со входом охлаждающего воздуха в передней кромке и с выходом в задней части крыла на его верхней поверхности.

Бензин (1000 кг) размещался в четырех протестированных баках, расположенных в фюзеляже (600 кг) и в мотогондолах (400 кг). В перегрузочном варианте без бомбовой нагрузки предусматривалось размещение в бомбовом отсеке дополнительного топливного бака.

Стрелково-пушечное вооружение включало две 23-мм пушки Я.Г.Таубина МП-6 с суммарным боезапасом 280 патронов и шесть пулеметов ШКАС с суммарным боезапасом 4500 патронов, установленных на общем поворотном мосту в фюзеляже. В перегрузочном варианте предусматривалась бомбовая нагрузка до 400 кг.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: ИОП 2АМ-37 (октябрь 1940 г.)
Длина самолета, мм: 11100
Размах крыла, мм: 15200
Площадь крыла, м2: 34
Масса, кг
— пустого: 5022
— полетная: 6476
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 540
— на Н=6000 м: 670
Практический потолок, м: 12100
Дальность полета (V=0,9Vmax; Н=6000м)
— нормальная: 900
— в перегрузочном варианте: 1860

В декабре 1940 года в ОКБ П.О. Сухого завершили разработку еще одного варианта ИОП 2АМ-37. Основным отличием его был переход на среднее расположение крыла, что предполагало получение более высоких летных характеристик. Проект этого варианта ИОП для официального рассмотрения не представлялся.

ИОП 2АМ-37 (декабрь 1940 г.). Схема.

ИОП 2АМ-37 (декабрь 1940 г.). Рисунок.

Очередной проект одноместного ИОП был завершен в феврале 1941 года. В отличие от предыдущих он имел герметическую кабину, а силовая установка состояла из двух двигателей АМ-38 с турбокомпрессорами ТК-3. Эскизный проект был рассмотрен в НИИ ВВС КА в апреле 1941 года. В выводах отмечалось что: «Самолет предлагаемой схемы имеет ограниченное назначение – оборона пункта и не может быть использован на сопровождение бомбардировщиков ввиду недостаточной дальности полета…».

В заключении было указано, что: «… Предъявленный… проект истребителя обороны пункта, утвержден быть не может по следующим причинам:
а) недостаточной дальности полета;
б) завышении летных данных;
в) конструктивной недоработанности проекта.»

Заключение по эскизному проекту одноместного двухмоторного истребителя с ГК с 2АМ-38 2ТК-3 даже не было утверждено Начальником ГУ ВВС КА, по-видимому, в связи с «очередной» сменой руководства ВВС КА.

Конструктивно самолет мало отличался от предыдущих вариантов. Топливные баки протектированные. Общая масса топлива 970 кг. Четыре бака размещались в центроплане крыла и один в фюзеляже.

Стрелково-пушечное вооружение включало две пушки ВЯ-23 с суммарным боезапасом 280 патронов, четыре пулемета БС с суммарным боезапасом 800 патронов и два пулемета ШКАС с суммарным боезапасом 1500 патронов. Вооружение размещалось в передней части фюзеляжа в специальном отсеке, имевшем легкосъемный капот. Предусматривалась возможность использования восьми реактивных снарядов.

Компоновочная схема ИОП 2АМ-38.

ИОП 2АМ-38. Схема.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: ИОП 2АМ-38
Длина самолета, мм: 11000
Размах крыла, мм: 17100
Площадь крыла, м2: 39
Масса, кг
— пустого: 5647
— полетная: 7350
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 550
— на Н=7800 м: 703
Практический потолок, м: 12400
Дальность полета (V=0,9Vmax), км: 1137

.

.

Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» № 08 за 2010 г. Владимир Проклов. Самолеты П.О.Сухого периода второй мировой войны. Инициативные работы.