Истребитель-бомбардировщик Су-20 (С-32МК).
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.
Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17М начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В феврале 1972 года вышло правительственное постановление, которым задавалась модернизация бортового оборудования Су-17М и разработка его экспортной модификации С-32МК. На экспортном С-32МКИ с сокращенными вооружением и бортовым оборудованием в декабря 1972-го летчик-испытатель А.Н.Исаков совершил первый полет, а в январе 1973 года самолет предъявили на госиспытания.
Одновременно для поставки странам «третьего мира» разрабатывался еще один экспортный вариант с обозначением С-32МК — «гибрид» фюзеляжа Су-17М и крыла Су-7БМК. Машину испытывал в 1973 году летчик-испытатель В.А.Кречетов, но дальнейшего развития «гибрид» не получил. Су-7БМК не производился с 1971 года и изготовление еще одной модификации на перегруженном ДМЗ им. Ю.А.Гагарина признали нецелесообразным, тем более, что за год до этого египетские ВВС получили эскадрилью Су-17. Госиспытания С-32МКИ успешно завершились в декабре 1973 года. Под обозначением Су-20 он поставлялся на экспорт, а серийный заводской шифр изменили на С-32МК. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии. Свыше 140 Су-20 поставили в Польшу, Египет, Ирак, Сирию.
Экспортные Су-20 серий 62-66 и 74-76 от Су-17М и между собой отличались многими деталями. Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК «Квант», а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23. Кроме того арсенал вооружения, включал НАР С-24, С-8, С-5 и С-3К, многозамковые держатели МБДЗ-У6-68, для обычных бомб массой до 250 кг. На держателях БДЗ-57М самолет мог нести до шести бомб калибра 500 кг.
С-32МК серий 74-76 имели централизованную систему заправки и новые подвесные баки ПТБ-800 и ПТБ-1150 вместо 600-литровых. На приборной доске в кабине появились новые приборы, например, указатель углов атаки и перегрузки УУАП-72-1. Кроме того, мог подвешиваться контейнер комплексной разведки (ККР). Самолеты до 66-й серии несли только фотоаппарат АФА-39. На всех Су-17М и Су-20 кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.
Модификации:
С-32МКИ — прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
Су-20 (С-32МК) — экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М. Выпускался в 1973-1976 годах.
Су-20Р — разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
ЛТХ:
Модификация: Су-20
Размах крыла, м
-при мин. стреловидности: 13,68
-при макс. стреловидности: 10,025
Длина самолета, м: 18,10
Высота самолета, м: 4,96
Площадь крыла, м2
-при мин. стреловидности: 38,49
-при макс. стреловидности: 34,45
Масса, кг
-пустого: 9950
-максимальная взлётная: 16270
-топлива: 2790
Двигатели: 1 х ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс
-максимальная: 1 х 7800
-на форсаже: 1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1350
-на высоте: 1930
Практическая дальность, км: 2200
Потолок высоты, м: 17600
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 300 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка: 3000 кг на 8 узлах подвески — до 8 УР «воздух-воздух» Р-60, Р-3С УР «воздух-земля» Х-23, Х-25 НУР С-3К, С-5,С-8, С-24.
Бомбы свободного падения калибром до 500 кг, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью, подвесные пушечные установки.
Су-20 закупленный у Египта Германией.
Су-20 закупленный у Египта Германией.
Су-20 закупленный у Египта Германией.
Су-20 закупленный у Египта Германией.
Су-20 закупленный у Египта Германией.
Су-20 ВВС Перу.
Пара Су-20 ВВС Ливийской Джемахерии.
Списанный Су-20 ВВС Египта на постаменте. Каир, панорама Октябрьской Войны 1973 года.
Кабина пилота Су-20.
Су-20 ВВС ПНР. Рисунок.
Су-20. Схема.
.
.
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.
Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.
В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.
Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.
Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.
Армада. В.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-17.
Фотоархив сайта russianplanes.net