VIII Всесоюзные планерные состязания 1932 года.

VIII Всесоюзный планерный слет проходил сразу после принятого ЦС ОСОАВИАХИМа, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС решения о широком развертывании планеризма и превращения его в массовый авиационный спорт. Его проведению способствовало открытие в Тушино Планерного завода и в Коктебеле Высшей летно-планерной школы, а также благоприятное отношение со стороны командования РККА, ВВС и ЦС ОСОАВИАХИМа.

По примеру прошлых лет состязания проходили на горе Клементьева, но в этот раз на базе Высшей летно-планерной школы, имевшей на горе Клементьева свои капитальные постройки.

Проходил слет с 10 октября по 10 ноября 1932 года. Столь поздние сроки были вызваны запаздыванием поставок Планерным заводом авиатехники, специально заказанной для проведения слета. Но не смотря на разгар календарной осени метеорологическая обстановка благоприятствовала проведению планерных состязаний.

Руководителем слета был назначен авиационный инженер и летчик-планерист С.И.Стоклицкий. Обязанности начальника технической части выполнял инженер-конструктор А.А.Дубровин. Журнал «Самолет» командировал на слет выездную редакцию для издания газеты «Самолет» на VIII Всесоюзном планерном слете, восемь номеров которой были напечатаны в типографии г.Феодосии. Центральный Совет ОСОАВИАХИМа, поставил перед VIII Всесоюзным планерным слетом следующие основные задачи:
— тренировка молодых парителей;
— испытания конструкций новых планеров;
— достижение высоких спортивных показателей;
— проведение научно-исследовательских работ в интересах создания новой планерной техники.

На слете были представлены организации Москвы, Ленинграда, Сибири, Украины, Крыма, Поволжья и Высшая летно-планерная школа. Все парители были разбиты на классы «А» и «Б» в зависимости от их квалификации. В процессе слета происходил перевод из низшей группы в высшую. К каждому планеру были прикреплены 2-3 планериста.

В слете участвовало 22 планера, из которых летал 21. В их числе 7 планеров «УПАР», 1 планер «Стандарт», 2 планера Г-2, 5 планеров постройки прошлых лет и 7 новых планеров. Из общего числа 4 планера были двухместные, а один из них — Ш-3 на слете был переделан в трехместный. Часть планеров была доставлена с большим опозданием. Запаздали с прибытием ленинградский планер ДиП и харьковский ДР-5. Один московский планер потерялся в пути, за что и получил позже название «Беспризорник».

VIII ВПС отличался большой летной интенсивностью. Были дни, когда в воздухе одновременно находилось 17 планеров. Всего было выполнено 662 полета общей продолжительностью 761 ч. 44 мин. Существенно возросла продолжительность полетов, 4-5 часовые полеты стали обычным явлением на слете. Продолжительные полеты в условиях короткого осеннего дня потребовали перенесения части полетного времени вылета на ночное время суток. Обычно в этих случаях старт освещался кострами. Был случай ночного полета одновременно двух планеров с включенными бортовыми огнями.

Если на прошлых слетах парение осуществлялось в потоках обтекания, то на VIII ВПС большинство полетов проходило в термических восходящих потоках. Все планеры рекордного типа были снабжены парашютами и полеты без них запрещались.

На VIII ВПС были установлены рекорды:
— 16.10.1932 г. П.Г.Головиным на планере Ш-4 установлен рекорд продолжительности полета — 14 ч. 48 мин.
— 28.10.1932 г. П.Г.Головиным на планере Ш-4 установлен рекорд продолжительности полета на 2-хместном планере — 10 ч. 56 мин.
— 28.10.1932 г. А.И.Плесковым на планере Э-3 установлен рекорд высоты на 2-хместном планере — 1945 м.
— 31.10.1932 г. С.Ф.Гавриш на планере «УПАР» установлен рекорд высоты на 1-местном планере — 2230 м.
— 31.10.1932 г. Н.Г.Баруздин на планере Г-2 установлен рекорд дальности полета на 1-местном планере — 43,5 км.

В.Г.Бородиным впервые был выполнен полет на планере Ш-3 с 2-мя пассажирами продолжительностью — 4 ч. 1 мин.

Максимальное количество фигур высшего пилотажа за один полет продолжительностью 2 ч. 6 мин. выполнил В.А.Степанчонок на планере Г-9 — 115 мертвых петель, 13 витков штопора и полет «на спине» продолжительностью 1 мин. 8 сек.

Большим достижением слета явился первый буксировочный перелет из Москвы в Коктебель аэропоезда в составе самолета-буксировщика У-2 под управлением В.К.Грибовского и планера Г-9, пилотируемого В.А.Степанчонком. Аэропоезд взлетел на Тушинском аэродроме 29 сентября в 15 ч 30 мин, а приземлился в Коктебеле 5 октября в 18 часов. Перелет совершался по маршруту Москва — Рязань — Тамбов — Задонск — Воронеж — Евдоково — Кантемировка — Луганск — Ейск — Черноерковский — Керчь — Коктебель. Весь маршрут протяженностью 1660 км был пройден аэропоездом за 19 ч. 10 мин. полетного времени. Перелет показал возможность дальних перелетов аэропоездов.

VIII ВПС в отличии от прошлых слетов носил более состязательный, а не учебный характер. Первоначальным обучением на нем не занимались, а обучали совершенствованию в парящих полетах. На слете было подготовлено 15 новых планеристов-парителей. В «не парючие» дни проводилась летная подготовка планеристов по освоению буксировочных полетов.

Летно-технической и научно-исследовательской работой на VIII ВПС занимались техническая часть слета, на базе тех. части ВЛПШ и группа работников ЦАГИ.

К сожалению, последние дни слета были омрачены трагической гибелью инструктора-планериста, сотрудника ЦАГИ Леонида Васильевича Козлова. 31 октября в 15 ч. 15 мин. на планере Г-9, над южным склоном Узун-Сырт он столкнулся с планером Ш-3 и не успел воспользоваться парашютом.

VIII Всесоюзный планерный слет привлек внимание всей авиационной общественности. На слете присутствовали руководители ОСОАВИАХИМа, начальник глававиапрома П.И.Баранов, начальник ЦАГИ Н.М.Харламов, авиаконструктор А.Н.Туполев и другие работники авиапрмышленности, военной и гражданской авиации. Частыми гостями слета были представители партийных, советских и общественных организаций Крыма, местные рабочие и колхозники.

.

.

Источники:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.