Скржинский Николай Кириллович (1904-1957).

Николай Кириллович Скржинский родился 14 сентября 1904 года в Киеве. В 1928 году окончил Киевский политехнический институт. После окончания Киевского политехнического института Н.К.Скржинский работал инженером в КБ Морского опытного самолетостроения (МОС) в Москве.
В 1929 году вместе с Н.И.Камовым построил первый в СССР автожир КАСКР-1 «Красный инженер», а в 1931 году — его модификацию КАСКР-2. Вскоре начальник главного управления авиационной промышленности П.И.Баранов предложил Камову и Скржинскому продолжить работу по созданию автожиров на профессиональном уровне в экспериментально-аэродинамическом отделе (ЭАО) ЦАГИ. В ноябре 1931 года сюда был зачислен на работу Н.И.Камов, а 15 марта 1932 года — Скржинский. А.М.Изаксон, в это время руководитель секции особых конструкций, писал, что Н.К.Скржинский быстро завоевал доверие и уважение коллектива. В 1934 году, когда начались работы по постройке автожира А-4, ему было получено руководить внедрением А-4 в серию на Киевском заводе. С этим поручением молодой специалист, как пишет A.М.Изаксон, справился «блестяще, исключительно квалифицированно». Всего было построено 12 машин. Это были первые отечественные автожиры серийной постройки.

В начале 1936 года под руководством Скржинского начинаются проектные работы по созданию нового экспериментального автожира А-12 — аппарата бескрылого типа с непосредственным управлением втулкой НВ и двигателем «Райт-Циклон» мощностью 650 л.с. На А-12 было выполнено 43 полета с общим налетом около 18 часов, по максимальной скорости полета и потолку, А-12 превосходил все существующие автожиры. Из воспоминании А.М.Изаксона: «Руководил проектированием автожира, наблюдал за его постройкой, летными испытаниями, доводкой Н.К.Скржинский. Блестящие способности конструктора, обширный опыт, работоспособность — все это он с избытком отдавал работе. Без преувеличения можно сказать, что автожир А-12 конструктивно был выполнен на очень высоком уровне, ряд сложных агрегатов был разработан оригинально и остроумно…». Однако дальнейшая судьба перспективного аппарата сложилась трагически: 23 мая 1937 года А-12 потерпел катастрофу, приведшую к гибели Козырева, и дальнейшие испытания автожира были прекращены. Причину катастрофы, несмотря на тщательное расследование, в то время установить не удалось…

Пресловутый 1937 год не обошел стороной и ЦАГИ. Многие сотрудники были арестованы, Камова и Скржинского «ушли» из института: Камов оказался на тормозном заводе, Скржинский — на заводе А.Н.Туполева. На туполевском заводе Николай Кириллович проработал недолго. В мае 1940 года он перешел в ОКБ А.С.Яковлева на должность старшего инженера. В начале Великой Отечественной войны Скржинского направляют представителем главного конструктора на серийный завод в Новосибирск, где он принимает активнее участие в организации серийного производства истребителей ОКБ — Як-3Як-9 и др. неоднократно выезжает на фронт, в действующие авиасоединения.

В 1946 году Н.К.Скржинский консультирует при создании ОКБ Яковлева легкого вертолета ЭГ. Приказом от 30 апреля 1947 года А.С Яковлев назначает Н.К.Скржинского заместителем главного конструктора, а приказом от 30 сентября поручает ему заняться вопросами опытного строительства. В 1947 году ОКБ Яковлева вместе с ОКБ Миля приняло участие в объявленном ВВС, в 1947 году, конкурсе на создание связного вертолета. Под один и тот же двигатель АИ-26ГР были разработаны вертолеты Ми-1 и Як-100. В 1949 году начались государственные летные испытания машин. Официально руководителем работ по Як-100 считался П.С.Самсонов, курировал это направление как заместитель главного конструктора по опытному строительству и как зарекомендовавший себя вертолетчик Николай Кириллович Скржинский.

В октябре 1951 года выходит постановление правительства о создании 12-местного вертолета Ми-4 и 24-местного Як-24. На проектирование, постройку и испытания вертолетов Як-24 и Ми-4 отводился только один год. Руководил всеми работами по созданию Як-24, от проектирования до постройки опытных вертолетов, Николай Кириллович Скржинский. Он же осуществлял координацию работ заводов-смежников и всех организаций, участвовавших в создании новой машины: ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и др. 3 июля 1952 года (проектирование было начато в сентябре 1951 года) опытный вертолет Як-24 совершил первый полет.

В середине 1950-х годов Н.К.Скржинский переключается на работы по ракетному вооружению истребителей ОКБ Яковлева. Под его руководством проводились работы по оснащению истребителя Як-25М ракетами К-5М. Вскоре самолет, получивший обозначение Як-25К, был запущен в серийное производство.

Для Н.К.Скржинского открывались блестящие перспективы: приказом Министра авиационной промышленности от 9 апреля 1957 года Николай Кириллович был назначен главным конструктором ОКБ. Он строил планы, готовился к дальнейшей работе. Но планам конструктора не суждено было сбыться: 20 декабря 1957 года его не стало. Замечательный человек и талантливый конструктор, Николай Кириллович Скржинский прожил короткую, но очень яркую жизнь. Он оставил заметный след в истории отечественного вертолето- и самолетостроения.

Похоронен Николай Кириллович на Новодевичьем кладбище (5 уч., 14 ряд.).

Награды:
— орден Ленина;
— орден Отечественной войны 2-й степени;
— орден Трудового Красного Знамени;
— орден Красной Звезды;
— медали;
— знак «Лучшему ударнику» — за создание и успешное производство автожира ЦАГИ А-4.

Конструкторы автожира КАСКР-I: слева на право — Николай Камов, Николай Скржинский и летчик Иван Михеев.

.

.

Списоу источников:
Журнал «Вертолет» № 04 за 2004 г. Вениамин Касьяников. Профессия, ставшая судьбой.