Грацианский Алексей НиколаевичГрацианский Алексей Николаевич (1905-1987).

Лётчик-испытатель, конструктор, кандидат географических наук, Герой Советского Союза (01.05.1957 г.).

Родился 7 (20) марта 1905 года в Киеве.
В 1919-1921 годах работал учеником слесаря на заводе «Ремвоздух-6», на котором ремонтировались авиационные моторы.
С 1921 года — студент Киевского политехнического института. Грацианский сначала стал студентом механического факультета, а когда на этом факультете была введена авиационная специализация, то решил учиться на инженера-самолетостроителя. Одновременно записался в планерный кружок, где принимал непосредственное участие в строительстве первого планера КПИР-1. Участвуя во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле, Алексей познакомился с будущими авиаконструкторами — Туполевым, Ильюшиным, Яковлевым, Гуревичем, которые, как и он, пробовали свои силы в планеризме. С января 1925 года он проходил практику в конструкторском бюро К.А.Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолёта К-1. Весной 1928 года защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолётостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ.
С 1928 года — инженер КБ К.А.Калинина. Работая в КБ К.А.Калинина, принимал участие в проектировании самолётов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолёта К-3. В 1931 году спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный легкий самолёт «Омега». На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия, самолет показал хорошие лётные качества, был передан в Полтавскую школу ОСОАВИАХИМа, где и применялся долгое время.
В 1928 году окончил Киевский политехнический институт и Харьковскую авиационную школу ГВФ.
В 1928-1934 годах одновременно с конструкторской работой занимался лётно-испытательной работой в КБ К.А.Калинина. Участвовал в испытаниях самолётов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10.
Осенью 1931 года на самолёте К-5 он выполнил перелёт по маршруту Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков, в 1932 году — перелёт по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков.
С 1934 года — на преподавательской работе в МАИ, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолётов. Его в это время связывала дружба с начальником полтавской авиашколы, морским лётчиком Сигизмундом Леваневским. Тот убедил Алексея Николаевича перейти в Полярную авиацию.
С ноября 1934 года по 1940 год А.Н.Грацианский лётчик Енисейской авиагруппы Полярной авиации. Маршруты проходили вдоль реки Лены через Красноярск и Иркутск до Бухты Тикси, через год — вдоль реки Енисей от Красноярска через Игарку к Диксону. Регулярные полёты при любой погоде от Байкала до побережья Северного Ледовитого океана стали серьезной жизненной школой для Грацианского и способствовали росту его мастерства.
В 1935 году окончил Серпуховскую школу слепых полётов.
Летом 1937 года провёл испытания купленной в США амфибии S-43, на которой осенью 1937 года участвовал в поисках пропавшего экипажа С.А.Леваневского.
С 1940 года — лётчик-испытатель авиазавода № 22 (Фили). Испытывал серийные СБ, Пе-2, провёл испытания Ар-2.

Участник Великой Отечественной войны:
-в сентябре 1941 года — феврале 1943 года — лётчик военно-транспортной авиации, на Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт и в блокадный Ленинград.

В 1943-1950 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 23 (Фили); испытывал серийные Ту-2, Ту-4, участвовал в испытаниях Ту-12.
С 1950 года по 1955 год — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В качестве второго пилота выполнил первый полёт (20.01.1953 г.) и участвовал в испытаниях М-4. Участвовал в испытаниях опытных двигателей на тяжёлых самолётах по тематике института. Принимал участие в испытаниях экспериментального самолёта ШР (ЛЛ на базе самолета Ту-4).
В 1955-1958 годах — инспектор Отдела лётной службы МАП, преподавал в МАИ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Алексею Николаевичу Грацианскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1958 года работал в ОКБ О.К.Антонова: заместителем Генерального конструктора — начальником лётно-испытательного комплекса (1958-1968 гг.), инженером отдела технической информации (с 1968 г.).

В 1961 году Грацианский снова летал в Арктику, на остров Домашний. Говорил, что с детства следил за походами Нансена и Амундсена и спустя десятилетия был счастлив, что стал современником экспедиции атомохода «Арктика» в 1977 году к Северному полюсу.

Жил в Киеве. Умер 20 января 1987 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.

Лётчик-испытатель 1-го класса (1945 г.), кандидат географических наук. Написал несколько книг: «Уроки Севера», «Полёт среди молний» и «Очерки по истории развития авиации в СССР».

Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11143 (01.05.1957 г.);
— 3 ордена Ленина;
— медали.

1.У самолета К-5 слева направо - А.Н.Грацианский, К.А.Калинин, М.А.Снегирев. 1931 год.

У самолета К-5 слева направо — А.Н.Грацианский, К.А.Калинин, М.А.Снегирев. 1931 год.

.

.

Список источников:
Сайт Герои Страны. Грацианский Алексей Николаевич.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.