Юнгмейстер Леонид Александрович (1897-1972).
Лётчик-испытатель.
Родился 29 мая 1897 года в многодетной семье потомственных дворян.
Отец — Юнгмейстер Александр Васильевич (Карлович), подпоручик в отставке, владелец аптеки, православного вероисповедания.
Мать — Матильда Федоровна (урожденная Зоммер), учительница немецкого языка, лютеранского вероисповедания.
Первоначальное образование получил в семье, затем окончил Костромскую мужскую гимназию. После окончания гимназии, еще до призыва в Русскую Императорскую Армию, подал прошение о зачислении добровольцем (охотником) в гардемарины флота. Для прохождения военной службы был отправлен в Петроград.
17 июня 1916 года прибыл в Петроград. После проверки документов зачислен охотником флота во 2-й Балтийский флотский экипаж, к которому были приписаны все учебные команды, включая и Курсы гидроавиации.
5 августа 1916 года окончил строевую подготовку, произведен в матросы 2-й статьи и отправлен на Теоретические Курсы гидроавиации при Петроградском Политехническом институте (ППИ). На Курсах гардемарин знакомили с основами авиации, конструкцией летательных аппаратов и двигателей, тактикой воздушной войны, авиационной радиотелеграфией, основами физхимии, материаловедением, а также в учебные программы ввели дисциплины, отражающие морскую специфику: курсы военно-морской администрации, тактики флота, и др. Гардемарины занимались строевой подготовкой, выполняли лабораторные работы по аэродинамике, метереологии. Практические занятия проводились в цехах авиазавода ПРТВ С.С.Щетинина, где курсантов учили основам столярного, слесарного, токарного и такелажного мастерства.
В ноябре 1916 года произведен в юнкера флота.
В декабре 1916 года Леонид успешно сдал выпускные экзамены за Теоретический курс гидроавиации и получил удостоверение № 134. Для обучения полетам часть выпускников направили в Баку. Леонида зачислили курсантом в переменный состав Бакинской офицерской Школы морской авиации (БОШМА). Всех вновь зачисленных курсантов разместили в казарме недалеко от порта.
В феврале 1917 года Школу инспектировал один из лучших морских летчиков авиации Балтийского флота А.Н.Прокофьев-Северский. Для курсантов он совершил несколько показательных полетов, показав высокое искусство управления гидроаппаратом.
Руководители (инструкторы) обучали курсантов полетам на двухместной летающей лодке М-5 конструкции Д.П.Григоровича — основном учебном аппарате Бакинской Школы. Леонид готовился к сдаче экзаменов в БОШМА на прапорщика, что было необходимым условием получения после окончания Школы звания «Морской Летчик».
21 марта 1917 года произведен по экзамену в прапорщики по Адмиралтейству.
В июне 1917 года был допущен к первым самостоятельныи полетам.
В июле 1917 года курсанты БОШМА из группы летающих самостоятельно прибыли для стажировки на Черноморский флот.
28 августа 1917 года Леонид представлен к производству в подпоручики по Адмиралтейству.
В начале января 1918 года сдал полетный экзамен на звание «Морской летчик». Удостоин звания «Морской летчик» Приказом по Управлению морской авиации, но вместо удостоверения получил только справку о присвоении звания — февральский и октябрьский перевороты внесли свои коррективы и в делопроизводство.
В феврале 1918 года зачислен в отряд особого назначения по охране Баку, но в начале мая «откомандирован в распоряжение Астраханского военного комиссариата для организации морской авиации Астраханского края».
Ввиду отсутствия гидроаппаратов, в конце июня 1918 года убыл в Москву в распоряжение Всероссийской авиационной комиссии.
15 августа 1918 года Леонид получил направление в Московскую школу военных летчиков на Ходынском поле, где переучивался на летчика-истребителя. Учебные полеты на различных сухопутных самолетах освоил быстро и настолько успешно, что в конце сентября 1918 года окончил переучивание с прохождением высшего пилотажа и аттестацией «отлично». Оставлен в Школе инструктором по полетам.
С октября 1918 года по август 1919 года обучил полетам несколько десятков красвоенлетов.
В начале августа 1919 года направлен в распоряжение командующего авиацией Западного фронта. Участвовал в боях местного значения и на Минском направлении, в походе войск ЗФ на Варшаву, в оборонительных боях, летая на разведку и бомбометание, на перехват самолетов белой авиации, участвовал в воздушных боях. Летал на истребителе «Ньюпор XXIV».
С 1921 года, после окончания Гражданской войны, служил красвоенлетом в частях РККВФ.
В 1922 году назначен начальником летной части Серпуховской Высшей Школы стрельбы и бомбометания.
В конце 1922 года Леонида пригласили на работу летчиком-испытателем в НОА ВВС РККА ( Опытно-научный аэродром).
В мае 1923 года принимал участие в испытаниях разведчика Р-1 конструкции Н.Н.Поликарпова. Но предложению известного летчика и конструктора К.К.Арцеулова принял участие в испытаниях его планера А-5 в Подмосковье.
С 1-го по 18-е ноября 1923 года на горном плато Узун-Сырт у поселка Коктебель проводились Первые Всесоюзные планерные испытания (ВПИ). Летчик Л.А.Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты 30 секунд, побив мировые рекорды немецких планеристов 1920 и 1921 годов. Тогда же Юнгмейстер первым в СССР совершает посадку на место взлета. Им же продемонстрирована и рекордная дальность полета — 1487 метров. «Всех озадачили и восхитили рекордные полёты Леонида Юнгмейстера. Сам же я летать тогда не мог, так как незадолго до того разбился, испытывая опытный истребитель», — замечает Арцеулов, рассказывая о первом слёте в письме.
В январе 1925 года начала работать Московская планерная школа. Она была организована на общественных началах. Все, от ее начальника и его помощника до преподавателей и инструкторов-летчиков, зарплаты за свою работу не получали. К.К.Арцеулов, Л.А.Юнгмейстер, Д.А.Кошиц и В.А.Степанчонок разработали программу учебных полетов на планерах и подробную методику обучения полетам, устав планерной школы и программы теоретических занятий.
На планерных соревнованиях в Германии (г. Рён). Слева на право — Зернов, Юнгмейстер, Мехпношин, Кудрин, Арцеулов, Яковчук. 1925 г.
11 октября 1925 года на планере «Нижегородец», на следующий день после закрытия III ВПС, Леонид получил тяжелые травмы при аварии. На выздоровление ушел целый год. Воспользовавшись этим его уволили из НИИ ВВС «по состоянию здоровья.»
В 1927-1932 годах летчик-испытатель на Киевском заводе № 43. При 16-ти вынужденных посадках по различным техническим причинам не имел ни одной аварии, сохранив все испытуемые самолеты.
Летом 1932 году приглашен летчиком-испытателем на Московский завод № 22 в Филях. Испытывал тяжелые бомбардировщики ТБ-1, Р-6, ТБ-3 и их модификации.
Летчик-испытатель авиазавода № 22 Л.А.Юнгмейстер.
В 1937-1938 годах принимал участие в сдаточных испытаниях дальнего бомбардировщика ДБ-А.
С 1940 года занимался всеми сдаточными испытаниями пикирующего бомбардировщика Пе-2.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, завод № 22 эвакуировали в Казань.
С 1941 года по 1944 год проводил серийные сдаточные испытания в воздухе всех модификаций самолета Пе-2.
3 июня 1944 года награжден орденом Ленина за испытание уникальных самолетов и первых реактивных двигателей.
18 июля 1947 года отмечали 50-летний юбилей Леонида Александровича и 30-летие непрерывной летной службы и безупречной работы в авиапромышленности.
Леонид Александрович Юнгмейстер. 1940-е годы.
В 1950 году награжден нагрудным знаком Гражданского Воздушного флота «За налет 1000000 км.»
В 1953 году ушел на пенсию и поселился с семьей в Крыму.
Умер 8 августа 1972 года в Крыму и похоронен в Джемете под Ялтой.
М.М.Громов в своей книге «На земле и в небе» очень тепло отзывается о Леониде Александровиче: «…Высыпаться удавалось не всегда, ибо часто вечерами приходили приятели Анчутина, и начиналось бражничество, песни, анекдоты, смех, словом, веселье и развлечения. Я был всего лишь скромным свидетелем, надо мной подтрунивали, но я был твёрд. В таких случаях я обычно уходил в дом Кудриных, где под аккомпанемент хозяина пел Л.А.Юнгмейстер, тоже совершенно ничего не пивший. Юнгмейстер много и очень неплохо пел романсы Чайковского, Рахманинова и других композиторов. Он был холостяком. Мы с ним всегда дружили, начиная с Московской школы, где он тоже был инструктором. Наши служебные пути сходились и расходились. Я перешёл после Серпухова на испытания в НОА, а он — на серийный завод, где и проработал до пенсионного возраста. Но мы всегда встречались, как самые верные друзья, до самой его кончины.
Вспоминая его, нельзя не вспомнить о том, что он острил с утра до вечера; блестяще читал Маяковского, да и Гоголя, я помню, никто так не мог читать, как он (наизусть, конечно). Навсегда запомнилось его пение, декламации и остроты.
Увы, Юнгмейстера уже нет. Я остро ощущаю эту потерю настоящего друга. Мало кто подлинно хорошо его знал. Он достоин в моём представлении воспоминаний как об искреннем, необыкновенном друге и человеке.»
.
.
Список источников:
М.М.Громов. На земле и в небе.
Сайт «Наш Баку. История Баку и бакинцев». Юнгмейстер Леонид Александрович, выпускник Бакинской Школы Морской Авиации.