Князь А.С.Кудашев в мундире инженера-путейца. 1895-96 г.г.Князь Александр Сергеевич Кудашев.

Авиационная история насыщена яркими личностями. Многие из них стали широко известными, память о других почти стерлась. К числу последних принадлежит и пионер отечественного самолетостроения князь Александр Сергеевич Кудашев. Попытки исследовать его наполненную загадками биографию предпринимали различные авторы, однако большинство исследователей основное внимание уделяло технической стороне его творчества. В некоторых работах содержится много неточностей, да и сама фигура Кудашева все время оставалась в тени. Сразу оговоримся, что данная статья также не может претендовать на полноту исследования, поскольку российские архивы остались для нас недоступными. Главной целью наших поисков в архивах и библиотеках являлось отображение киевского периода деятельности князя. Мы стремились на сугубо выверенной документальной основе отследить, уточнить и свести воедино разрозненные факты не только его собственной жизни, но и знатной родословной.

Княжеский род Кудашевых происходит от знатных татарских мурз. Так, одна из его линий восходит от князя Чепая-мурзы Кудашева, принимавшего участие в Московском осадном сидении 1618 года. Этот знатный род внесен в VI часть родовых книг Киевской, Полтавской, Тамбовской и Херсонской губерний. Среди предков героя нашей статьи были люди незаурядные. Например, его дед Сергей Данилович (1795-1862) участвовал в войне 1812 года и в последовавшем за ней Заграничном походе русской армии. С 1828 году он служил чиновником по особым поручениям при Киевском генерал-губернаторе. Похоронен был в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, рядом с матерью Екатериной Сергеевной (урожденной Баратовой, 1762-1847), принявшей постриг под именем Ефросинья. Двоюродный дед А.С.Кудашева – Николай Данилович Кудашев (1784- 1813) также принимал участие в войнах с наполеоновской Францией, в том числе, сражался под Аустерлицем и Бородино. Он дослужился до чина генерал-майора. Был женат на четвертой дочери фельдмаршала М.И.Кутузова Екатерине. Портрет Н.Д.Кудашева находится в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, а В.А.Жуковский увековечил его в поэме «Певец в стане русских воинов». Последним сражением Николая Даниловича стала «Битва народов» под Лейпцигом, в которой он получил смертельное ранение. Двоюродными братьями А.С.Кудашева были выдающийся философ Н.А.Бердяев (1874-1948), а также поэт и переводчик С.А.Бердяев (1860-1914).

Сам Александр Кудашев родился 28 января 1872 года в Санкт-Петербурге. Он стал единственным сыном статского советника Сергея Сергеевича Кудашева (1834-?), у которого было еще пятеро дочерей.

В 1895 году А.С.Кудашев окончил столичный Институт Корпуса инженеров путей сообщения Императора Александра I, а его первым местом работы стало строительство железной дороги Тифлис-Карс. Свои знания молодой инженер смог приложить и при сооружении моста через р. Куру. Доподлинно известно, что в 1897 году он уже поселился в Киеве, где получил должность инженера новых работ на Юго-Западной железной дороге. Через год он стал заведовать землечерпательным караваном «Днепровский 4-й» в Киевском округе путей сообщения Российской Империи. Одновременно Кудашев занимался научными исследованиями в лабораториях Киевского университета Святого Владимира.

К тому времени Александр Сергеевич был уже несколько лет человеком семейным. Его супруга Екатерина Васильевна, в девичестве Стенбок-Фермор, в 1896 году родила сына, которого нарекли в честь деда и прадеда Сергеем. Интересно, что жена А.С.Кудашева приходилась, по всей вероятности, родной сестрой графу Ивану Васильевичу Стенбок-Фермору, который позднее стал председателем Императорского Всероссийского аэроклуба.

В октябре 1900 года в профессиональной деятельности А.С.Кудашева произошел поворот — он был принят преподавателем и исполняющим обязанности экстраординарного профессора по кафедре строительного искусства в недавно открывшийся Киевский политехнический институт Императора Александра II. Позднее его избрали секретарем инженерного отделения. Служба князя в этом учебном заведении несколько раз прерывалась. Так, в октябре 1906 года он вернулся в КПИ после четырехлетнего перерыва и был назначен преподавателем курса строительного искусства. Тогда же он стал работать в механической лаборатории института и вскоре издал научную работу «К вопросу про сопротивление железобетонных брусьев».

4 декабря 1908 года в КПИ совершилось знаменательное событие — профессор механики Н.Б.Делоне в Большой Физической аудитории прочитал лекцию «О воздухоплавании» с демонстрацией диапозитивов и кинокадров. Она имела огромный успех, и уже через 10 дней в институте создали студенческий воздухоплавательный кружок! Для его членов несколько преподавателей КПИ стали читать специальные лекции. В литературе часто встречается утверждение, что среди них был и Кудашев, однако, увы, это не находит документального подтверждения.

Авиационная жизнь Киева в те годы была весьма содержательной. Так, с ноября 1909 года стало действовать Киевское общество воздухоплавания (КОВ), занимавшееся устройством воздухоплавательных выставок, изданием литературы по авиационной тематике, организацией показательных полетов, обучением пилотов, оборудованием аэродромов. Авторам удалось выяснить, что Кудашев не значится в списке основателей общества, во всяком случае его автографа нет среди собственноручных подписей на ходатайстве о регистрации новой организации. Но 30 декабря 1909 года на заседании совета КОВ Кудашева вместе с еще одиннадцатью лицами единодушно избрали действительными членами общества. В тот же день он был избран членом научно-технического и спортивного комитетов КОВ сроком на один год.

Первые подтвержденные сведения о приобщении Кудашева к полетам относятся к февралю 1910 года. Тогда он находился во Франции и во время авиационной недели в Реймсе поднялся в воздух на самолете вместе с известным русским авиатором М.Н.Ефимовым. Вернувшись в Киев, Кудашев 1 марта того же года подал на имя директора КПИ заявление с просьбой разрешить соорудить возле химического корпуса временный деревянный сарай для постройки аэроплана собственной конструкции. 10 марта Правление института удовлетворило просьбу.

Группа участников Первой авиационной недели. Первый слева А.С.Кудашев, рядом с ним предприниматель В.А.Лебедев, пятый слева М.Н.Ефимов. Санкт-Петербург, весна 1910 г.

Первый самолет Кудашева представлял собой ферменный биплан с двигателем «Anzani» в 35 л.с. и тянущим воздушным винтом. Кроме хвостового оперения, он имел передний руль высоты, что было весьма популярным в те годы решением. В целом аппарат являлся оригинальной конструкцией, и его автора никак нельзя упрекнуть в копировании западных образцов. Постройку самолета сопровождали постоянные неприятности. Так, 20 мая газета «Киевлянин» писала, что на днях «во время испытания мотора разорвался пропеллер, поскольку слишком тонкие болты, которые крепили его к мотору, врезались в дерево и тем ослабили его прочность. Обломки винта разлетелись в разные стороны со страшной силой. Несчастных случаев с людьми не произошло». Новый воздушный винт князю подарил еще никому не известный студент Игорь Сикорский, ставший впоследствии знаменитым авиаконструктором.

Буквально через несколько дней «Киевлянин» опубликовал по-настоящему сенсационную новость: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С.Кудашеву…» Далее были подробно описаны самолет и обстоятельства, при которых он строился, а также рассказывалось о самом полете. Он не был официально зарегистрирован и фактически эта публикация установила исторический приоритет Кудашева среди отечественных авиаторов. Под заметкой вместо имени автора стояла лишь одна буква «А» — так или псевдонимом «Авиатор» тогда подписывал свои статьи студент Политехнического института Г.П.Адлер (1886-1952). И ныне его содержательные публикации представляют едва ли не единственный авторитетный источник по тому периоду истории развития авиации и воздухоплавания в Российской Империи.

Еще одно известие о полете Кудашева содержится в письме профессора КПИ Н.А.Артемьева от 23 мая 1910 года в редакцию журнала «Аэро- и автомобильная жизнь». Описывая полет, он указал, что самолет преодолел по прямой 70 м. Автор не преминул отметить, что «…аэроплан А.С.Кудашева является первым русским аэропланом, который поднимался в воздух», Артемьев особенно гордился тем, что аппарат полностью построен в России.

Свидетелями полета также были математик, пропагандист планеризма Николай Борисович Делоне (1856-1931) и его сын, математик, будущий член-корреспондент АН СССР Борис Николаевич (1890-1980). Оба они отмечали, что «…эти детские начинания производили на собравшихся неизгладимые впечатления». Уже на склоне лет Б.Н.Делоне так описал знаменательное событие: «…в Киеве летал князь Александр Сергеевич Кудашев и летал на своем собственном самолете. Вначале он катался на нем по полю за Пушкинским парком, по утрам, а потом, в мае, наконец-то и полетел. Мы все это видели: это было потрясающее зрелище. Правда, я не знал, что Кудашев — профессор КПИ, думал, что он — великовозрастный студент».

Необходимо отметить, что следом за первым самолетом Кудашева в России поднялись в воздух еще два аэроплана. 3 июня в Киеве И.И.Сикорский совершил полет на БиС-2, а 6 июня в Гатчине под Петербургом В.Ф.Булгаков — на биплане конструкции Я.М.Гаккеля. По продолжительности и дальности эти полеты мало отличались от достижения А.С.Кудашева. Исходя из этого, современные исследователи вполне резонно предлагают считать датой рождения российской авиации именно 23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года.

По имеющимся сведениям, Кудашеву удалось совершить на своем первом аэроплане всего 4 полета. К сожалению, при выполнении последнего из них аппарат налетел на забор и был сломан.

Осенью 1910 года князь завершил постройку самолета «Кудашев-2″. Это также был ферменный биплан, но с двигателем «Gnome» в 50 л.с. и обычным горизонтальным оперением, без переднего руля высоты. Длина аэроплана составляла 8,75 м, площадь крыльев — 41 м2 , масса — около 300 кг. Его характерной особенностью стала конструкция шасси. В качестве стоек использовались ясеневые дуги, к изгибам которых на резиновых амортизаторах крепилась сквозная ось с колесами. По утверждению известного авиаконструктора и исследователя авиационной истории В.Б.Шаврова, такая схема шасси в дальнейшем стала обычной, причем ее почти сразу же позаимствовали французы, применив на самолетах «Депердюссен». Увы, но и второй самолет Кудашева просуществовал недолго. Той же осенью во время одного из ночных полетов он был разбит в аварии.

Очередная неудача не охладила творческий энтузиазм князя и уже к зиме 1910-1911 годов он создал свой первый моноплан «Кудашев-3». Самолет имел ферменный фюзеляж без обшивки, характерное дуговое шасси и двигатель «Anzani» в 35 л.с. Его конструкция выделялась исключительной легкостью, простотой и дешевизной. Достоверных сведений о полетах этой машины найти не удалось, известно лишь о ее пробежках и небольших подлетах. Таким образом, всего в Киеве Кудашев на свои собственные средства построил три самолета.

Полученные опыт и знания Кудашев применил во время работы в авиационной мастерской Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) в Риге, куда его в 1911 года пригласил председатель совета акционеров этого предприятия M.B.Шидловский.

В Риге князь построил свой четвертый самолет, ставший развитием предыдущего моноплана. Конструктор решил оснастить его 50-сильным двигателем «Gnome», а также предусмотрел два сменных варианта крыла: первый был рассчитан на скорость полета до 60 км/ч, второй — меньшей площади — до 80 км/ч. Для обшивки крыла использовалась прорезиненная ткань местного завода «Проводник». Первый раз самолет «Кудашев-4» (РБВЗ-1) поднялся в воздух 2 апреля 1911 года. Через десять дней он был продемонстрирован на первой в России Международной воздухоплавательной выставке, которая открылась в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. 28 апреля самолет получил большую серебряную медаль Императорского Русского технического общества.

Во время проведения в Петербурге Второй международной авиационной недели (14-22 мая 1911 г.) князь на своем моноплане принимал участие в авиационных соревнованиях вместе с одиннадцатью другими авиаторами. К сожалению, и тут фортуна отвернулась от него. Во время неудачного приземления (фактически падения с 5-метровой высоты) Кудашев получил сильные ушибы. Самолет удалось быстро отремонтировать, и на нем выразил желание лететь авиатор М.Ф.Сципио дель Кампо. Однако он также не справился с управлением, совершил грубую посадку, завалил аппарат на бок и окончательно разбил его. Сам пилот уцелел.

Хотя Кудашев получил на РБВЗ возможность создавать самолеты собственной конструкции, главным его заданием являлось налаживание выпуска бипланов типа «Соммер». В 1911 году по заказу Военного ведомства на РБВЗ построили 7 таких машин. Самолет имел невысокие летно-технические характеристики, например, его скорость вблизи земли не превышала 60-65 км/ч. «Соммер-РБВЗ» мог использоваться в качестве учебного, однако его производство быстро свернули. Поводом для этого стала катастрофа, произошедшая 28 мая 1911 года во время демонстрационного полета в Санкт-Петербурге, в которой погиб заводской летчик В.Ф.Смит.

Фактически в это же время было решено перенести авиационное производство РБВЗ в Петербург, а рижскую мастерскую закрыли. В 1912 году в столице Российской Империи начало действовать авиационное отделение РБВЗ. На должность главного конструктора Шидловский пригласил Сикорского, который прибыл с группой своих соратников. Некоторые современные авторы утверждают, что Кудашев продолжал плодотворно работать в содружестве с Сикорским и занимался прочностными расчетами практически всех его самолетов, созданных в Петербурге, благодаря чему те отличались высокой надежностью. Однако в литературе можно встретить и противоположную версию, согласно которой князь не сработался с молодыми коллегами и покинул РБВЗ.

Известные на сегодня документальные источники по жизни и деятельности А.С.Кудашева не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть эти мнения. В целом, затрагивающая личность князя историография вынуждена использовать очень бедную документальную базу. Это является и главной причиной радикальных расхождений по вопросу о дальнейшей судьбе А.С.Кудашева. Так, известные авиационные историки B.C.Савин и В.А.Моисеев без каких-либо ссылок на источники писали, что князь в 1914 году окончательно оставил конструкторскую деятельность и вернулся к преподавательской работе, переехав во Францию. Не менее маститый их коллега В.Р.Михеев тоже утверждал, что, уйдя с РБВЗ, Кудашев снова преподавал, но после начала Первой мировой войны он добровольно пошел на фронт, воевал в пехоте (!) и погиб в 1917 году. Однако и этот уважаемый автор не приводит источников своей версии.

Следует сказать хотя бы несколько слов о потомках князя. Сын авиаконструктора Сергей Александрович Кудашев прожил не долго и скончался в 1918 году от тифа. Он был женат на француженке поэтессе и переводчице Марии Павловне Кювилье (1895-1985). От этого брака в 1917 году родился сын Сергей Сергеевич Кудашев. В 1930-е годы овдовевшая М.П.Кювилье вышла замуж за знаменитого французского писателя Ромена Роллана и жила с ним в Швейцарии. При этом С.С.Кудашев фактически стал его названным сыном. Вероятно, благодаря достаточно тесным контактам Роллана с советскими властями, Сергей имел возможность выезжать за пределы СССР и вновь возвращаться, а также уцелел в мясорубке сталинских репрессий. Он окончил рабфак и механико-математический факультет Московского университета, затем поступил в аспирантуру. Много путешествовал, занимался спортом. Когда началась Великая Отечественная война, С.С.Кудашев добровольцем пошел на фронт и погиб под Москвой в октябре 1941 года.

Интересным представляется и то, что пример А.С.Кудашева вызвал интерес к авиации у Л.Л.Селякова (1916-2002), который стал известным советским авиаконструктором и в частности, долгие годы возглавлял работы по Ту-134. Семьи князя и дедушки Селякова по материнской линии дружили между собой и эти отношения сохранялись вплоть до 1927 года, когда Селяковы переехали в Москву.

.

.

Список источников:
Журнал «Авиация и время». 2010 г. Спецвыпуск.
С.В.Думин. Князья Кудашевы. Дворянские роды Российской Империи. 1721-1917 гг.