Разведывательный самолет Deperdussin В / TT.

Разработчик: SPAD
Страна: Франция
Первый полет: 1913 г.

Deperdussin В — цельнодеревянный расчалочный моноплан с полотняной обшивкой. Спроектирован в 1912 году главным конструктором фирмы SPAD (Sosiete Provisoire des Aeroplanes Deperdussin) Луи Бешеро при участии голландского инженера Фредерика Кольховена. В том же году владельца фирмы Армана Депердюссена арестовали за незаконные финансовые махинации, и управление заводом перешло к другому знаменитому авиастроителю Луи Блерио. Под его руководством был налажен серийный выпуск машины получившей обозначение Deperdussin тип В. В конце 1912 года машина стала двухместной.

Хотя понятие «серийное производство» в данном случае было довольно относительным. Машины отличались как конструктивно, так и типами установленных двигателей. Монтировались ротативные двигатели «Gnome» и «Clerget», звездообразные, 3-цилиндровые «Anzani» и австрийские, рядные, двигатели жидкостного охлаждения «Austro-Daimler».

К началу войны «Депердюссенами» были вооружены две эскадрильи французских ВВС. Весной 1914 года на некоторые машины установили пулеметы «Colt», «Hotchkiss» или «Madsen» на своеобразных высоких лафетах для стрельбы вперед поверх винта. Для ведения огня летнаб должен был вылезать из кабины. Подобная «акробатика» не вызвала энтузиазма у летчиков и о реальном боевом применении этих установок ничего не известно. Позднее на нескольких русских «Депердюссенах» появились более удачные стрелковые точки, для обслуживания которых уже не требовалось покидать кабину.

Несколько машин приняла британская морская авиация. Самолет применялся в качестве разведчика на западном фронте примерно до конца 1914 года, а затем — в учебных подразделениях.

Deperdussin TT — двухместный расчалочный среднеплан, крыло — постоянного профиля, двухлонжеронное с перекашиванием, вырезанное у фюзеляжа для обзора вниз. Фюзеляж четырехгранный расчалочный, сверху и снизу снабженный у кабин круглым обтекателем (гаргротом). Двигатель — «Gnome» мощностью 80 л.с., позднее ставили двигатели «Le Rhone» и «Clerget». Проволочные расчалки фюзеляжа иногда заменяли тонкой фанерой, общей с обшивкой гаргротов. Такие варианты назывались «Депердюссен-монокок». Шасси были выполнены из ясеневых дуг со сквозной осью. Предпологалось легкое бронирование снизу, под сидениями.

Самолет обладал неплохими для 1913-1914 годов данными. На Конкурсе военных аэропланов 1913 года в Санкт-Петербурге Deperdussin TT занял 3-е место. После конкурса в русском военном ведомстве долго думали, заказывать ли этот самолет или отечественный С-11, занявший 2-е место. Выбор пал на самолет французской конструкции. На заводе Лебедева их было построено 63 экземпляра. Deperdussin TT применялся Русским Воздушным Флотом до 1917 года, а французскими ВВС до 1916 года. В 1915 году на заводе Лебедева, в двух экземплярах, был построен его поплавковый вариант, тоже двухместный на трехпоплавковом шасси. Поплавки того же типа что и на С-10 «Гидро» И.И.Сикорского. Двигатель «Gnome» мощностью 70 или 80 л.с. Оба аппарата числились в списках самолетов русской морской авиации.

«Депердюссен» одноместный — это более ранний тип той же схемы и конструкции с двигателем «Gnome» в 50 л.с., но меньших размеров благодаря укороченным фюзеляжу и крылу. Был в одном экземпляре на выставке в Москве в 1912 году.

«Депердюссен-спорт» был выпущен в 1914 году и приобретен в одном экземпляре, по которому впоследствии воспроизведен русский образец на заводе Лебедева в 1915-1916 годах.

ЛТХ:

Модификация: Deperdussin TT
Размах крыла, м: 10,60
Длина, м: 7,15
Высота, м: 2,90
Площадь крыла, м2: 22,00
Масса, кг
-пустого самолета: 419
-максимальная взлетная: 812
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome» или «Rhone» или «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80 (100)
Максимальная скорость, км/ч: 106
Крейсерская скорость, км/ч: 87
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: не предусматривалось, но возможно установка пулеметов «Colt» или «Madsen».

1.Deperdussin В-одноместный в полете.

Deperdussin В-одноместный в полете.

2.Deperdussin В-одноместный в музее Ле Бурже.

Deperdussin В-одноместный в музее Ле Бурже.

3.Deperdussin В-одноместный в музее Ле Бурже.

Deperdussin В-одноместный в музее Ле Бурже.

4а..

Deperdussin В-двухместный, оборудованный стрелковой установкой М.Луазо с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

4б...

Deperdussin В-двухместный, оборудованный стрелковой установкой М.Луазо с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

4в...

Deperdussin В-двухместный, оборудованный стрелковой установкой М.Луазо с пулеметом Hotchkiss Mle.1909.

5.Аварийный Deperdussin В русской авиации.

Аварийный Deperdussin В, из состава русской авиации.

6.Deperdussin В русской авиации после аварийной посадки.

Deperdussin В, русской авиации после аварийной посадки.

7.Deperdussin ТТ завода В.А.Лебедева на лыжном шасси.

Deperdussin ТТ, завода В.А.Лебедева на лыжном шасси.

7а.Deperdussin ТТ завода В.А.Лебедева

Deperdussin ТТ, завода В.А.Лебедева.

8.Deperdussin ТТ русской авиации.

Deperdussin ТТ из состава русской авиации.

9.Deperdussin ТТ русской авиации.

Deperdussin ТТ из состава русской авиации.

Deperdussin ТТ из состава русской авиации.

11.Deperdussin ТТ русской авиации после аварии.

Deperdussin ТТ русской авиации после аварии.

12.Deperdussin ТТ ВВС Турции. Рисунок

Deperdussin В-двухместный ВВС Турции. Рисунок.

Deperdussin ТТ русской авиации. Рисунок.

Deperdussin В-одноместный. Схема.

Deperdussin ТТ-поплавковый. Схема.

Deperdussin ТТ. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Форум моделистов на ScaleModels.ru
Фотоархив Петра Заики.