Учебно-тренировочный самолет Як-54.
Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1993 г.
ОКБ им. А.С.Яковлева практически всегда занималось созданием пилотажных спортивных и учебно-тренировочных самолетов: УТ-1, УТ-2, УТ-2Л, Як-18, Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-52… Но чем дальше, тем труднее борьба с соперниками. Нашими и особенно с зарубежными. «Экстра», «Злин», «КАП», «Лазер», «Питтс» — всегда блистали на мировых первенствах, демонстрируя свое техническое совершенство. Наш Як-50 явно обошли: в конце 70-х годов в моду властно вошла энергичная воздушная акробатика — буйная стихия для маленького легкого самолета с большой скоростью угловых вращений. Но вот и у нас появились более легкие и компактные машины, аналогичные по конструктивному решению, — Су-26 и Як-55. И результат не замедлил сказаться: в 1984 году летчица X.Макагонова в Венгрии, пилотируя Як-55, стала чемпионкой мира. В 1986 году в Англии этого высочайшего титула на Су-26 добилась Л.Немкова. Но наше ликование по этому поводу было недолгим: если в Англии «Су» и «Экстра» выступали на равных, то менее чем через год, к первенству Европы в ФРГ, Вальтер Экстра всего с четырьмя помощниками сумел значительно улучшить свой и без того великолепный аппарат. Дело ясное: по модернизации спортивных машин Запад значительно мобильнее нас.
Проблема во многом упирается в мотор. До сих пор нет у нас двигателя, подобного «Ротаксу» или «Лайкомингу». Если взять длинный ряд машин от Як-50 до двухместного Су-29, двигатель в принципе, один и тот же, звездообразный, с большим миделем, в 360 л.с. С таким двигателем построен и самый последний на сегодняшний день спортивный Як-54. Нужно отдать должное упорной кропотливой работе над проектом Главного конструктора Дмитрия Драча и ведущего инженера Владимира Попова: в самых жестких условиях сегодняшней экономики им удалось совместно с коллективом ОКБ создать спортивный самолет по самым строгим требованиям сертификации. Идея создания Як-54 на базе серийно выпускаемого Як-55М была задана Генеральным конструктором ОКБ А.Н.Дондуковым. Плюс масса «мелких» нюансов в новой конструкции привели к отличным результатам. Шеф-пилот Андрей Синицын был в восторге от нового самолета. Як-54 оказался значительно лучше своего прототипа Як-55М, а по себестоимости — в 2 раза ниже, чем двухместный Су-29. И даже несколько превзошел своего соперника в обратном пилотаже и характеристиках сваливания.
Д.Драч в десятках эскизов пытался воплотить облик будущей спарки. Придирчиво анализировал не только заграничные, но и отечественные наиболее удачные конструкции. Прежде всего Су-29. Интересными показались и самолеты, созданные К.Жидовецким еще до его «Авиатики». В «Кванте» было немало неординарных идей: необычная система закрылков. Впервые опробованы предельно большие нагрузки на крыло. Но самолет этот, побивший несколько мировых рекордов, увы, так и не пробился в серию. Неординарным был и «Акробат», этот короткокрылый малыш с предельно малым весом 700 кг. Мотор у него был все тот же, громоздкий, в 360 л.с. и весом ровно в половину веса аппарата. Но зато так оригинальны аэродинамические и компоновочные решения! Из заграничных конструктору наиболее интересным показался «Питтс — почти игрушечный биплан, прочный, удивительно маневренный, выполняющий головокружительные пируэты буквально вокруг своего хвоста. Кстати, с американскими конструкторами и деловыми людьми у яковлевцев давняя творческая дружба. Коллеги в штатах даже выпускают журнал «Yak pilot club», — немалая честь.
Многое из задуманного Д.Драчу удалось внедрить в конструкцию. Двухместный спортивный пилотажный Як-54 предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и использования в соревнованиях различного ранга, вплоть до международных. Это моноплан со среднерасположенным крылом, неубирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Двигатель М-14П (360 л.с.). Самолет имеет взлетную массу 990 кг. Развивает максимальную скорость 460 км/ч. Скороподъемность — 15 м/с. Самолет небольшой по размерам: длина 6,91 м, размах 8,16 м, площадь крыла 12,9 м2. На валу двигателя установлен трехлопастный винт с повышенным КПД. Снижение массы самолета достигнуто за счет новой компоновки кабины, снижения веса бортового оборудования, применения наспинных парашютов, установки пустотелых рессор шасси. В самолете применено интересное новшество. В системе управления введен дополнительный канал управления элеронами на «зависание», позволяющий пилоту на любом этапе полета отклонять элероны на угол 5° и на углы 10° или 15° на взлете и посадке. Отклонение элеронов осуществляется перемещением специальной ручки, установленной в кабине по левому борту самолета у инструктора и курсанта. Такое новшество позволяет снизить посадочную скорость, а также выполнять пилотажный комплекс без потери высоты. Для улучшения визуальной ориентировки в нижней обшивке фюзеляжа установлен остекленный люк.
Як-54 прост и послушен в управлении. Вполне доступен и начинающим летчикам. Большой запас прочности, высокая энерговооруженность и отличная управляемость дают возможность опытным спортсменам выполнять сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа. Итак — новенький пилотажный Як. Какая судьба его ждет? Будем надеяться на лучшее. Фирма держит марку. Ведь недаром в США, где рынок буквально завален «пилотажками», приобрели уже 150 спортивных «Яков». И дело не только в доступной цене, но и в качестве. Ресурс Як-54, например, — 3000 часов! Летайте на здоровье.
Модификации :
Як-54 — базовая модель.
Як-54М — модернизированный вариант.
ЛТХ:
Модификация: Як-54
Размах крыла, м: 8,16
Длина самолета, м: 6,91
Высота самолета, м: 1,65
Площадь крыла, м2: 12,89
Масса, кг
-пустого самолета: 754
-максимальная взлетная: 990
-топлива: 50
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч: 450
Крейсерская скорость, км/ч: 360
Практическая дальность, км: 700
Практический потолок, м: 4000
Макс. эксплуатационная нагрузка: 9
Экипаж, чел: 1-2
Як-54 на стоянке.
Як-54 на стоянке.
Як-54 на стоянке.
Як-54 на МАКС-2005.
Як-54 на рулежке.
Як-54 перед взлетом.
Як-54 в полете.
Як-54 в полете.
Як-54 с раскапотированным двигателем.
Кабина Як-54.
Кабина Як-54.
Компоновочная схема Як-54.
Як-54. Схема.
.
.
Список источников:
Евгений Подольный. «Яки» держат марку. Между «Су» и «Питс».
Александр Мельников. Современная авиация России. Як-54.
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Яковлев Як-54».
Фотоархив сайта russianplanes.net