Проект палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-23А.

Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Проект 1972 г.

В 1968 году Невским проектно-конструкторском бюро Минсудпрома под руководством начальника проектного отдела А.Б.Морина начались исследования облика перспективного авианосца проекта «1160» с катапультным взлетом самолетов. Едва ли не впервые в отечественной практике разработка эскизного проекта такого корабля была включена в план военного кораблестроения СССР на 1971-1980 гг. Однако Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 сентября 1969 года, определявшим основные требования к кораблю проекта «1160», НПКБ поручалось пока ограничиться только разработкой его аванпроекта, а ряду самолетостроительных конструкторских бюро — аванпроектов корабельных самолетов с катапультным взлетом.

Модель авианосца проекта «1160».

В результате комплексной научно-исследовательской работы к 1972 году были обоснованы тактико-технические характеристики корабля и разработан его аванпроект. В состав авиационного вооружения авианосца проекта «1160» предполагалось включить многоцелевые истребители с изменяемой геометрией крыла МиГ-23А, дозвуковые реактивные противолодочные самолеты П-42, корабельные сверхзвуковые самолеты-штурмовики с изменяемой геометрией крыла Су-24К (на базе фронтового бомбардировщика Су-24) и палубные вертолеты Ка-252 общим количеством 60-70 летательных аппаратов. Для обеспечения эксплуатации самолетов обычной схемы на корабле впервые в стране предстояло разработать авиационно-технические средства корабля — катапульту, аэрофинишер и аварийный барьер.

Палубный одноместный многоцелевой истребитель МиГ-23А (шифр «Молния») проектировался с 1969 года на ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна (Генеральный конструктор Р.А.Беляков) на базе «сухопутного» истребителя МиГ-23М и предназначался для обеспечения противовоздушной обороны авианосной группы за счет перехвата и уничтожения дозвуковых и сверхзвуковых самолетов в любых метеоусловиях днем и ночью, уничтожения палубных вертолетов противника, а также нанесения ракетно-бомбовых ударов по надводным кораблям и береговым целям, ведения разведки на морском театре военных действий.

Проект МиГ-23А. Рисунок.

От своего «сухопутного» прототипа МиГ-23А отличался опущенной вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, укороченными каналами воздухозаботников, усиленным шасси, на передней стойке которого имелся узел зацепления за челнок стартовой катапульты, посадочным гаком (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два малых гребня), увеличенной площадью и высотой киля, введением системы дозаправки топливом в полете. Двигатель Р-29-300.

Проект МиГ-23А. Схема.

По составу вооружения МиГ-23А соответствовал серийному фронтовому истребителю МиГ-23М. Для поражения воздушных целей могли применяться две ракеты средней дальности К-23, две-четыре ракеты малой дальности К-13М или четыре- шесть ракет ближнего боя К-60. Поражение надводных и наземных целей предполагалось осуществлять с помощью управляемых ракет Х-23 с радиокомандным наведением, а также неуправляемых ракет калибра 80 и 240 мм и авиабомб общей массой до 2000 кг. Имелась на борту и встроенная двухствольная пушка ГШ-23 калибра 23 мм.

Состав авиагруппы авианосца проекта «1160» определялся распоряжением правительства, однако в ОКБ П.О.Сухого не без основания считали, что Су-24К, имеющий максимальную взлетную массу более 30 т, слишком тяжел для базирования на корабле. В связи с этим было предложено заменить Су-24К в авиагруппе первого советского авианосца на новый многоцелевой корабельный самолет, который мог быть создан на базе проектировавшегося истребителя 4-го поколения Су-27. В результате уже в 1973 году в ОКБ П.О.Сухого были выполнены предварительные проработки нескольких вариантов корабельной модификации Су-27 (Т-10), получивших обозначения Су-27К, Су-28К и Су-29К и заводской шифр Т-12.

Суховцом удалось убедить командование ВМФ в целесообразности замены Су-24К, а заодно и МиГ-23А на унифицированное семейство корабельных самолетов на базе перспективного Су-27К. Предложение ОКБ П.О.Сухого было принято, и Су- 27К унаследовал от МиГ-23А шифр «Молния». Так 35 лет назад началась история создания сверхзвукового корабельного истребителя, известного ныне под названием Су-33.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: МиГ-23А
Длина, м: 16,69
Высота, м: 5,10
Размах крыла, м
— максимальный: 13,97
— минимальный: 7,78
Площадь крыла, м2
— максимальная: 37,27
— минимальная: 34,16
Масса, кг
— пустого: 10950
— норм. взлетная: 15700
— макс. взлетная: 18400
— топлива: 4090
Двигатель: 1 х ТРДФ Р-29-300
Тяга, кгс
— маскимальная: 1 х 8300
— на форсаже: 1 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 1350
— на большой высоте: 2500
Скороподъемность, м/мин: 11700
Практическая дальность, км: 1450
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,0
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 23-мм пушка ГШ-23Л (боекомплект 200 патронов),
Боевая нагрузка — 2000 кг на узлах подвески:
— две УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, две-четыре ракеты малой дальности Р-3С, Р-3Р или К-13М, или УР ближнего боя Р-60
— управляемые ракеты Х-66 и Х-23Р, НАР С-5, С-8 и С-24, свободнопадающие бомбы, разовые бомбовые кассеты и баки с напалмом массой до 500 кг.

.

.

Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» № 09 за 2008 г. Андрей Фомин. Крылья над палубой».
Сергей Сыч. Проект палубного многоцелевого истребителя-бомбардировщика МиГ-23А.