IV Всесоюзные планерные состязания 1927 года.
После годичного перерыва Осоавиахимом были организованы IV Всесоюзные планерные состязания, проходившие на горе Узун-Сырт (Клементьева) в районе Феодосия — Коктебель. В состязаниях участвовало 17 планеров: 4 парителя, 3 тренировочных, 9 учебных и 1 экспериментальный. Руководил проведением IV ВПС командующий ВВС МВО И.У.Павлов.
Учебные полеты начались 19 сентября, полеты на планерах-парителях 24 сентября. Как и в прежние годы многие планеры не были окончательно достроены и доведены, поэтому были пропущеныблагоприятная для парящих полетов погода.
Число планеров было в три раза меньше, чем на предыдущих II и III ВПИ. Это объяснялось отсутствием достаточных средств для проведения испытаний и строжайшим режимом экономии. Наиболее полно была представлена Москва. Организационным ядром ее явились курсанты Московской планерной школы и кружка железнодорожников при клубе им. Кухмистерова. Широко были представлены Киев и Харьков, отметилась Симферопольская группа планеристов. Были на состязаниях представители Краснодара, Смоленска и Белгорода.
До открытия состязаний были прочитаны два доклада: Б.Т.Горощенко — об особенностях метеорологических условий горы Клементьева и Н.Н.Фадеева по аэродинамике планеров.
Официальное открытие состязаний состоялось 18 сентября 1927 года. На следующий день начались учебные полеты, которые продолжались почти непрерывно до 3 октября. Число обучающихся было 49 а том числе две женщины. Учебная группа совершила свыше тысячи полетов, причем некоторые участники достигли весьма больших успехов и были выпущены в полет на тренировочных планерах «Закавказец», «Мастяжарт-3» и АВФ-20 со стартов, предназначенных для парения.
В качестве учебных планеров на слете были использованы симферопольский «Первенец», московский ИТ-4, белгородские «Чайка» и «Авиакомсомолец», смоленский «Смоленец» и харьковские «Горобец» и «Шпак». По схеме эти планера мало чем отличались друг от друга, все они были выполнены как монопланы с прямоугольным крылом и плоской вертикальной хвостовой фермой.
Систематические учебные полеты совершались на четырех планерах: 274 полета на планере «Первенец», 139 на ИТ-4 и 99 на планере «Чайка». Лучшим учебным планером был признан ИТ-4. После конструктивной доработки планера, получившего обозначение ИТ-4бис, было издано его описание. В течении нескольких лет (до появление антоновского планера «Стандарт») ИТ-4бис был основным учебным планером в планерных школах и кружках, многие, ставшие впоследствии известными, летчики обучались летать именно на нем.
Спортивно-рекордные полеты на IV ВПС проводились на четырех планерах-парителях: КПИР-4, «Жар-Птица», Г-2 и БИЧ-6 «Дракон». Особенно интересным был полет, летчика К.М.Венслава, 6 октября на планере «Жар-Птица» с горы Клементьева в Феодосию. Воспользовавшись рельефом гор, ограничивающих г.Феодосию с юго-запада, он достиг берега Феодосийской бухты, после чего повернул на северо-восток, пролетел над бухтой и приземлился в окрестностях города Феодосии. Этот полет был описан в журнале «Авиация и химия» № 10 за 1927 год: «Этот полет оставил в памяти населения г. Феодосии красивую и редкую в истории планеризма картину безмоторного полета над морем и городом и вызвал восхищение не только специалистов, но и тысяч наблюдавших зрителей.»
Среди участников IV ВПС присутствовали конструкторы планеров В.К.Грибовский, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, летчики С.А.Корзинщиков, Е.С.Птухин, А.П.Павлов. Было много молодежи. Впервые на планерные состязания попал студент МВТУ, а впоследствии знаменитый конструктор ракетных систем и первых спутников С.П.Королев.
Группа планеристов на фоне планера АВФ-20. Слева направо: Карапалкин, Крысанов, Королев, Ефимов, Гродзянский, Сеньков, Люшин, Венслав, Флёров, Моисеев. IV Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1927 г.
.
.
Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.