Ружьё-пулемёт «Madsen».
Разработчик: В.Г.Олаф Мадсен
Страна: Дания
Год создания: 1900 г.
«Madsen» — датский ручной пулемёт времён Первой Мировой войны. Система Мадсена была разработана в 1890 году и выпускалась с 1900 года, в Копенгагене фирмой «Dansk Rekylriffel Syndikat». Ручной пулемёт «Madsen» является первым в мире ручным пулемётом, запущенным в серийное производство. Пулемёт разработал датский майор Вильгельм Герман Олаф Мадсен. Идея облегчить станковый пулемёт так, чтобы пехотинец мог им пользоваться как для ведения огня из окопа и на ходу, возникла у Мадсена ещё в 1883 году. Однако реализовать эту идею удалось спустя 20 лет после того, как фирма ДRS (Dansk Rekylriffel Syndikat) заинтересовалась пулемётом и получила патент на его производство.
Устройство пулемета было весьма оригинально. Автоматика перезарядки действовала по принципу отдачи ствола с коротким ходом. Запирание производилось качающимся в вертикальной плоскости затвором, ось которого крепилась в ствольной коробке. Такая система обеспечивала надежное запирание канала ствола и позволяла укоротить ствольную коробку, но ее применение значительно усложнило конструкцию оружия.
Боепитание осуществлялось из рожкового магазина на 20, 25, 30 или 40 патронов, который крепился сверху. Стреляные гильзы выбрасывались вниз. Охлаждение ствола воздушное. Ствол имел поперечное оребрение и был заключен в перфорированный кожух. Пулемет снабжался деревянным прикладом. Спусковой механизм позволял вести одиночный или автоматический огонь.
Благодаря своей легкости пулемет не требовал лафета. При стрельбе «Madsen» устанавливали на откидные сошки, которые крепились к кожуху ствола. Одним словом, он обладал всеми качествами, отличающими ручной пулемет от станкового.
В 1900 году начался выпуск первой модели пулемёта. Пулемёт выпускался в нескольких модификациях и под несколько различных типов патронов.
14 февраля 1902 года был запатентован усовершенствованный вариант пулемёта — «Madsen» обр. 1902 года. Следующая модернизация пулемёта была проведена в 1918 году. Была изменена конструкция приклада, укорочены ствол и сошка, введён надульник для усиления отдачи. Новый пулемёт начали выпускать под обозначением образец 1920 года. Пулемёт был приспособлен для стрельбы как с сошки, так и со специальной установки — треноги.
Ещё одна модификация осуществлена в 1924 году. Была введена пистолетная рукоятка, а приклад заменён ручкой овальной формы. Пулемёты, идущие на экспорт, фирма изготавливала в соответствии с желанием заказчика. Так, для Чили в 1926 году пулемёт Мадсена изготовлялся с водяным охлаждением.
Последние незначительные улучшения пулемёта проводились в 1937 году.
ТТХ:
Калибр, мм: 6,5 или 7,62
Длина, мм: 1120
Длина без приклада, мм: 950
Длина ствола, мм: 587
Масса без патронов, кг: 8,9
Темп стрельбы, выстр./мин: 450
Боевая скорострельность, выстр./мин: 200
Вопрос о вооружении воздухоплавательных частей был поднят в Российской Империи за несколько лет до мировой войны. 25 февраля 1912 года была создана комиссия для проработки вопроса вооружения дирижаблей. Члены комиссии провели опыты обстрела наземных целей с дирижабля из ружья-пулемёта «Madsen», получив попадания в щит 9 х 7 м с расстояния в 1500 м. Комиссия разработала установку для монтажа пулемета «Madsen» в гондоле дирижабля, а также установку под пулемёт «Максим» для монтажа на гребне дирижабля «Альбатрос».
25 апреля того же года Воздухоплавательный комитет Главного инженерного управления в своём журнале №47 записал: «Управляемые аэростаты малой ёмкости, как то «Лебедь», «Кречет» и «Сокол» вооружить ружьями-пулемётами Мадсена в количестве от двух до четырёх шт. (в зависимости от подъёмной их силы) с 1500 патронов на каждое ружьё, управляемые аэростаты большой ёмкости, например «Гриф» и «Альбатрос», вооружить каждый двумя пулемётами Максима с 3000 патронов на каждый пулемёт…»
С 15 августа 1912 года Офицерская воздухоплавательная школа провела опыты стрельбы с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб», «Альбатрос». Стрельба из ружья-пулемёта «Madsen» дала неплохие результаты попадания по наземным целям с высоты 600 м. О стрельбе по летательным аппаратам пока не говорили.
Характерно, что в объявленных в 1912 году требованиях военного ведомства к аэропланам, представляемым на конкурсный смотр, впервые учитывалась необходимость их вооружения «огнестрельным оружием». В ходе конкурса, проведённого с 10 августа по 10 сентября того же года в Петербурге, некоторые лётчики брали с собой в полёт стрелка с ружьём-пулемётом «Madsen» или с карабином, но специальных установок для монтажа вооружения ни один аэроплан ещё не имел.
Ряд работ по вооружению летательных аппаратов провели в последний предвоенный год. На конкурсе военных аэропланов в Санкт-Петербурге в 1913 году высокую оценку получил биплан И.И.Сикорского, вооружённый, кроме бомб, ружьём-пулемётом «Madsen» на шкворне в центроплане верхнего крыла. Правда, пулемёт, управляемый пилотом, мог обстреливать только верхнюю — переднюю полусферу. Инспектор стрелковой части в войсках генерал-лейтенант Кабаков в записке от 11 октября 1913 года в Воздухоплавательную часть ГУГШ указывал, что «…наиболее удобным оружием для стрельбы с летательных аппаратов являлась бы система ружей-пулемётов…» и рекомендовал пулемёт «Madsen», для которого гвардии штабс-капитан Ковалёв разработал аэропланную установку.
С началом войны ружья-пулемёты, помимо кавалерии и пехоты, понадобились «…для вооружения воздухоплавательных аппаратов и речных броневых отрядов.» Бои в воздухе подтвердили полезность установки пулеметов «Madsen» на лёгкие одноместные и двухместные самолёты — при сравнительно небольших массе и длине они к тому же допускали перезаряжание одной рукой. 17 января 1915 года Воздухоплавательный Отдел Главного Военно-технического управления писал в ГАУ: «Для вооружения аэропланов необходимо спешно получить около 400 ружей-пулемётов. Из испытанных пулемётов оказались пригодными для этой цели ружья-пулемёты Люиса и относительно пригодными ружья-пулемёты Мадсена.»
При переписке в русской армии пулеметы «Madsen» называли «Мадсенами», иногда именовались «Мацонами». Пулемет ставили, например, на самолетах «Farman», на «Morane-Saulnier G». Так, в сентябре 1916 года лётчик Петренко и наблюдатель Кузьмин на самолете-разведчике «Farman-XXII» одержали победу над германским «Альбатросом» с помощью пулемета «Madsen».
С началом мировой войны пулеметы «Madsen» поставили и на вооружение отряда воздушных кораблей «Илья Муромец», где их использовали практически всю войну. На самолётах «Илья Муромец» серии Б на открытой площадке в центроплане ставились шкворневые поворотные установки для пулемета «Madsen», на «Муромцах» серии В — поворотные установки для пулеметов «Lewis», «Vickers» и «Madsen».
Именно с пулеметом «Madsen» самолёт «Илья Муромец — Киевский» впервые вступил в воздушный бой 19 июля 1915 года. Гвардии штабс-капитан С.Н.Никольский описывал бой «Ильи Муромца» № 2 в марте 1916 года над Галицией:
«25 марта при полёте к Монастержиско корабль был атакован тремя «фокерами»… Первый «Фокер», нырнувший под корабль, получает в упор обойму из «Мадсена», пущенную Ушаковым и падает. В это время второй ранит Ушакова и штабс-капитана Фёдорова… Верхний пулемёт заел. Остаётся «Льюис» у Павлика, да Фёдоров, сбросив бомбы в деревню Барыш, стреляет из «Маузера»…Но и «фокеры» уже нерешительны. Павлик подбивает второго. Он садится в поле и разбивается. Третий ходит вне выстрелов и наконец, отстаёт окончательно.»
«Илья Муромец» серии Е-1 нёс до восьми пулемётов, из них — три «Madsen». Специально для «авиационных» ружей-пулемётов Петроградский патронный завод выпускал патроны с зажигательными пулями «с углублённым капсюлем для стрельбы по твёрдым оболочкам». Пуля весила 11 г, вмещала три грамма зажигательного состава (бертолетова соль, тетрил, алюминиевая крошка), имела начальную скорость 747 м/с и предназначалась для стрельбы по «цеппелинам» и по бензобакам аэропланов. Пулеметы «Madsen» пытались установить также на дирижабли.
Однако скорострельность пулемета «Madsen» мало отвечала задачам авиационного вооружения. Нарекания вызывала малая вместимость магазина — 25 патронов. К тому же многие «мадсены» были уже в значительной степени изношены. Авиация заявляла, что «ружья-пулемёты Мадсена действуют плохо» и просила новых пулемётов.
Ружье-пулемет «Madsen».
Ружье-пулемет «Madsen».
Установка для пулемета «Madsen» на фюзеляже самолета.
Самолет-разведчик Morane-Saulnier L русского воздушного флота. Летнаб с ружьем-пулеметом «Madsen».
Ружьё-пулемёт «Madsen». Рисунок.
Morane-Saulnier G русского воздушного флота в варианте истребителя с пулеметом «Madsen».
.
.
Список источников:
Семен Федосеев. Российская карьера ружья-пулемёта «Мадсен».
Вячеслав Кондратьев. Датское ружье. Пулеметы «Мадсен» в авиации.