Габер-Влынский Адам Мечиславович (1883-1921).
Родился в 1883 году во Львове в бедной польской семье. В нем рано проявилась любовь к скитаниям, еще ребенком он ушел из семьи и в начале века стал велогонщиком. Писали, что среди других более известных велосипедистов, впоследствии авиаторов, таких как С.Уточкин и А.Докучаев, он считался «спринтером средней силы», «…неоднократно гонялся в Михайловском манеже, а также на треках Варшавы и Львова, но без особого успеха». Сильно нуждаясь, Габер одно время подрабатывал переписчиком в велосипедном магазине. Накопив некоторую сумму, по примеру других уехал во Францию, где обучался летному мастерству сначала у Блерио, а потом у Фармана и в конце 1910 года вернулся в Россию с «Фарманом-IV». Совершал эффектные показательные полеты во многих городах России, принесшие ему известность и популярность.
Участвуя в Московской авиационной неделе 1911 года, стал третьим после признанных асов М.Ефимова и А.Васильева. С конца 1911 года работал летчиком-испытателем на московском заводе «Дукс» (директор Ю.А.Меллер) и инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Одним из первых освоил петлю Нестерова. Установил ряд рекордов на самолетах завода, в том числе весной 1913 года шесть Всероссийских, из которых четыре — в одном полете на «Фармане-XVI». С учетом победы в июне 1913 года на 3-й Петербургской неделе авиации Габер-Влынского считали в тот период лучшим российским летчиком, а его рекорды были лучшей рекламой продукции «Дукса», «старшим сдатчиком» (по-нынешнему, «шеф-пилотом») которого он стал очень быстро.
11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных аэропланов с пилотируемого им самолета «Меллер-II» завода «Дукс» в полете сорвался разрушившийся 80-сильный ротативный мотор «Gnome» и с высоты около 50 м упал на стоявший на земле самолет «Русский витязь». Этот исторический самолет существовал в единственном экземпляре, но после происшествия И.И.Сикорский его не восстанавливал (уже строился «Илья Муромец»). На «Меллере-II» стержни фермы не были разрушены, и летчик сумел благополучно совершить посадку прямо на беговую дорожку заполненного людьми ипподрома, счастливо избежав жертв среди публики.
8 мая 1914 года Габер-Влынский попал в катастрофу при испытании самолета «Депердюссен» постройки «Дукса», в результате которой погиб летевший с ним механик А.А.Мухин, а самолет был вдребезги разбит. Катастрофа на Ходынке вызвала широкий резонанс в прессе, склонявшейся к версии о недобросовестном копировании заводом купленного им французского аэроплана. Уже к июлю, к началу Первой Мировой войны, пилот залечил переломы бедра и голени левой ноги.
Война прервала яркую спортивную карьеру Габера. Уроженец Львова, оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, продолжив летную деятельность на Ходынке, сдавая самолеты и обучая летчиков, изредка участвуя в показательных полетах в Петрограде. Об интенсивности испытаний говорит тот факт, что в 1917 году все без исключения серийные самолеты «Дукса» облетывали только А.М.Габер-Влынский и Б.И.Россинский (в будущем широко разрекламированный как «дедушка русской авиации», он получил пилотское свидетельство в Московской школе в 1911 году, где его инструктором на «Фармане» был тот же Габер). На долю «старшего сдатчика» пришлось 28 «Фарманов» в феврале-марте, а далее все «Ньюпоры-XVII» шли только через его руки, в августе и сентябре аж по 29 единиц (11 августа – личный рекорд: 5 аэропланов!). Всего в 1911-1917 годах он облетал более тысячи самолетов «Дукса», и по неполным данным, сдал военному ведомству 483 аэроплана (Россинский — немногим более 100 машин). Для справки: с 1914 года по октябрь 1917 года на долю завода «Дукс» пришлось 1596 сданных самолетов из 5620, построенных за это время в России.
Семнадцатый год круто изменил судьбу Габера. После «классовых чисток» в авиашколе он уехал в Польшу, испытав свой последний «Фарман-ХХХ» постройки «Дукса» 24 ноября 1918 года. В Люблине А.М.Габер-Влынский работал заводским летчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов. За короткий срок он подготовил около 300 польских летчиков.
Разбился 21 июня 1921 года в Люблине при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского самолета Ansaldo A.1 «Balilla»: во время пилотажа на малой высоте одноместный истребитель скользнул на левое крыло и зацепил землю, летчик погиб мгновенно. В катастрофе обвинили его самого за рискованный пилотаж — летные данные новой машины могли отличаться от итальянского прототипа.
В советской прессе сообщили о его смерти, а устные легенды и предания о его полетах сохранялись среди авиаторов десятилетиями, несмотря на многолетнее официальное замалчивание или искажение фактов его биографии в отместку за эмиграцию. Не случайно один из первых Героев Советского Союза А.В.Ляпидевский после спасения челюскинцев в 1934 году писал о своих встречах с другими летчиками: «Старых летчиков… все равно ничем не удивишь. Габер-Влынским в их глазах не станешь.»
Авиатор А.М.Габер-Влынский.
Габер-Влынский у самолета «Моран» завода Дукс. 1914 г.
Слева направо: инженер Кузнецов, инженер Меллер, военный летчик Самойлов, летчик Габер-Влынский. Конкурс военных аэропланов 1913 года.
Авиатор Габер-Влынский (справа) перед полетом.
.
.
Список источников:
Сайт «Энциклопедия испытателей» (http://www.testpilot.ru).
Сайт «Уголок неба». 2009 г. страница: «Габер-Влынский Адам Мечиславович».