Калинин Константин АлексеевичКалинин Константин Алексеевич (1887-1938).

Константин Калинин родился 24 января (5 февраля) 1887 года в Варшаве в семье военного, вахмистра, впоследствии — титулярного советника, выходца из крестьян. Благодаря родителям и особенно матери (отец Калинина умер рано) Константин Алексеевич смог получить хорошее образование, сначала домашнее, затем реальное училище и учительскую семинарию — с отличием. Отец Константина — слободский казак по прозвищу Калина-Малина, уроженец г. Валуйки Воронежской губернии, в императорской армии выслужился из простых солдат в офицеры, дошел до чина штабс-капитана и свою «Калину-Малину» заменил на «более солидное» — Калинин.

В 1907 году, после смерти матери, Калинин поступает в 184-й Варшавский пехотный полк.
В 1909 году блестяще сдает экзамены в Одесское военное училище. Как юнкер, он знакомится с воздухоплаванием, наблюдает первые полеты аэропланов в России. Скорее всего с этого момента он решает для себя связать жизнь с воздухоплаванием.
В августе 1912 года, выпущенный по первому разряду, подпоручик Калинин получает назначение во Владивосток. С октября этого же года он — офицер 3-й Сибирской стрелково-артиллерийской бригады.
В декабре 1913 года, уже будучи женатым на смолянке, учительнице французского языка Софье Сергеевне, Калинин переводится в часть, располагавшуюся на острове близ Владивостока, где изучает доступную авиационную литературу. С февраля 1914 года над Владивостоком совершают полеты самолеты местного авиаотряда. Калинин участвует в полетах.

После объявления России войны Германией в июле 1914 года Калинин был переведен в Кронштадт, откуда направлен в артиллерийскую часть, где с марта 1915 года — он адъютант начальника штаба артдивизиона. В августе того же года — производство в поручики, успешные бои под Двинском, награждение орденом Св. Станислава.
С 23 марта 1916 года поручик Калинин — курсант Гатчинской военной авиашколы. Теоретический курс в Петроградском политехникуме и на авиазаводе Лебедева, где в то время строились «Вуазены» с мотором «Сальмсон». С мая — полеты, и 25 июня — самостоятельный вылет. Калинин осваивает биплан «Фарман-VII», полуторапланы «Фарман-16, -20 и 22″, боевой «Вуазен».
С октября 1916 года поручик Калинин — военлет 26 корпусного авиаотряда 9-й армии (Румынский фронт).
В ноябре 1916 года назначен начпотехом 26 КАО, а с декабря он ВРИО командира отряда.
В одном из боевых вылетов был контужен. Награжден орденом Св. Анны и утвержден командиром отряда. Лично сумел разбомбить мост через р. Быстрицу. Первым в подразделении применил радиосвязь для корректировки артиллерийского огня.

После октябрьского переворота 1917 года 26-й армейский корпус, в состав которого входил 26-й авиационный отряд, украинизировался. Отряд Калинина, которым он в то время уже командовал, также объявил о своем переходе в состав армии Украинской Народной Республики. Калинин отводит свой отряд на Восток. В декабре 1918 года он назначен Директорией командиром 1-го Волынского авиационного дивизиона армии УНР, впоследствии получает звание капитана. В состав дивизиона входило несколько боевых самолетов, участвовавших зимой и весной 1919 года в боях с советскими войсками, наступающими с территории Беларуси, а также — с польской авиацией — в небе Волыни и Галичины. Наконец часть дивизиона была передана в распоряжение Авиационного полка украинской галицкой армии, а сам Калинин назначен инспектором ее авиации. На этом посту он в основном занимался техническими вопросами — обновлением, ремонтом и сохранением авиационного парка. С запчастей и моторов по инициативе Калинина стали собирать новые самолеты, однако о боевом их применения ничего не известно.

В декабре 1919 года армию УНР косит тиф. Петлюра со штабом выезжает в Польшу, остатки армии отправляются в поход по тылам красных, а затем белых. Авиационное имущество УНР, заведующим которого в то время является Калинин, безвозвратно погибает. Ему ничего не остается, как в составе армии УГА, вместе со всем авиационным полком, весной 1920 года перейти на сторону красных. Советское командование ценило галицких летчиков, которые перешли к ним на службу. Отнеслось оно также снисходительно и к бывшим офицерам УНР, служивших в УГА. Калинин был направлен в Киев, где некоторое время был военлетом (военным летчиком) в частях красной авиации.

В 1921 году Константина Алексеевича по его собственной просьбе направили на обучение в московский институт Красного воздушного флота. Правда, закончить его не удалось — уже в феврале 1922 года исключили, как бывшего петлюровца. Калинин не отчаивался — он вернулся в Киев и поступил на четвертый курс Киевского политехнического института. Почти одновременно с этим он начал работать на Киевском авиационном заводе № 6 в качестве заведующего конструкторского бюро. Институт окончил в 1925 году, и в том же году был готов его первый самолет — K-1.

В начале 1926 года Калинин вместе с семьёй переехал в Харьков, бывший тогда столицей УССР, и начал работать на авиационном заводе в качестве авиаконструктора. В 1927 году был создан самолет К-2, по схеме подобен K-1 но цельнометаллической конструкции (в порядке опыта, не получившего продолжения) и с более мощным двигателем. Построен в нескольких экземплярах.

В 1927 году создан К-3 — санитарный самолёт, предназначенный для перевозки двух лежачих больных, на носилках и одного сопровождающего. Первый в стране самолёт такого типа.

В 1928-1929 годах разработал конструкции пассажирских самолетов К-4 и K-5, которые вытеснили машины иностранных марок с воздушных линий СССР.

С 1930 до 1934 годов было выпущено 296 самолетов К-5 в различных модификациях. К-5 были основными самолетами Аэрофлота на внутренних линиях до 1940 года и продолжали использоваться в качестве транспортного самолёта во время Великой Отечественной войны. За создание этих самолётов Константин Калинин был награжден орденом Трудового Красного Знамени УССР.

В 1930 году создан К-6 — почтовый самолёт, по схеме подкосный парасоль с использованием крыла, оперения, шасси и некоторых другие узлов от К-5. Доставлял из Москвы в Харьков матрицы газеты «Правда». Серийно не строился.

В 1930 году создан К-9, а в 1932 году построен К-10. Самолеты предназначались для применения в качестве лёгких связных, сельскохозяйственных, спортивных, учебно-тренировочных самолётов. В серии не строились.

В 1933 году был построен К-7 — тяжёлый семидвигательный бомбардировщик двухбалочной схемы, один из крупнейших самолётов своего времени. На завершающем этапе заводских испытаний самолет потерпел катастрофу. Предполагалось построить еще два К-7 на авиационном заводе в Воронеже, куда в 1934 было переведено КБ Калинина, однако эти работы не были завершены.

В 1936 году создан К-12 — бомбардировщик схемы «бесхвостка». Кили с рулями направления располагались на концах крыла, а органы управления по крену и тангажу — вдоль задней кромки крыла. Характеристики устойчивости и управляемости предварительно были изучены на специально построенном планёре аналогичной схемы. Самолёт построен в нескольких экземплярах.

После февральского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года волна репрессий накрыла оборонную промышленность. В отрасли был подготовлен план мероприятий по «разоблачению и предупреждению вредительства и шпионажа». 1 апреля 1938 года в Воронеже Калинин был арестован. Обвинение было стандартным для 1937-1938 годов — «антисоветская деятельность и шпионаж». 22 октября 1938 года на закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР, Константин Калинин был обвинён в антисоветской деятельности и шпионаже и приговорён к расстрелу. Реабилитирован 10 августа 1955 года.

Награды:
-два ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом;
-орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом;
-орден Трудового Красного Знамени УССР (1931 г.).

К.А.Калинин около строящегося самолета К-1.

К.А.Калинин около строящегося самолета К-1.

.

.
Список источников:
Журнал «Наука и жизнь» № 5 за 1989 г. В.Савин. Дедал с судьбой Икара.
М.Б.Ляховецкий. Всё в крыле. Страницы жизни и творчества авиаконструктора К.А.Калинина.