Томашевич Дмитрий Людвигович (1899-1974).
Родился 10 сентября 1899 года в местечке Ракитино (Киевская губерния, Российской Империи). Из дворян, по национальности литовец.
В 1921 году поступил в Киевский политехнический институт на отделение паровозостроения.
В 1923 году вступил в «Авиационное научно-техническое общество» и устроился работать в планерную мастерскую этого же института.
В 1924 году, совместно с П.А.Железниковым, построил свой первый планер КПИР-1, который участвовал во II Всесоюзных планерных испытаниях и получил третьи призы за продолжительность и высоту полета. Под руководством авиаконструктора К.А.Калинина участвовал в строительстве самолета К-1.
В 1926 году, после окончания института, поступил на работу на Киевский авиаремонтный завод № 43. В это же время в мастерской Киевского политехнического института по дипломному проекту Томашевича был построен самолет КПИР-5, впоследствии неоднократно участвовавший в праздниках ОСОАВИАХИМа.
В 1929 году переведен в Москву и назначен на должность Начальника сектора самолетного отдела Управления «Промвоздух». После введения правления в состав «Авиатреста» на Дмитрия Людвиговича Томашевича возложены обязанности технического руководства всеми самолетостроительными заводами.
В 1931 году переведен на авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского.
В 1933 году направлен в конструкторскую бригаду Николая Николаевича Поликарпова на этом же заводе. Руководил проектированием крыльев самолетов И-15, И-16, И-17.
В 1936 году назначен заместителем Главного конструктора Н.Н.Поликарпова.
В декабре 1938 года — ведущий конструктор истребителя И-180 Дмитрий Томашевич был обвинен в гибели Валерия Павловича Чкалова и арестован.
С 1939 года, находясь в заключении, работал в одной из «шаражек» НКВД — ЦКБ-29, занимался системами управления самолетов Пе-2, Ту-2, И-102. Руководил разработкой истребителя И-110.
В 1942 году, после эвакуации на Омский авиазавод № 166, создал одноместный штурмовик-бомбардировщик «Пегас».
В 1943 году переведен в КБ Казанского авиазавода № 124, возглавляемое В.М.Мясищевым. Занимался модернизацией бомбардировщика Пе-2.
В начале 1944 года вместе с работниками КБ В.М.Мясищева возвращается в Москву и вскоре вновь назначается Заместителем Главного конструктора завода № 51 Н.Н.Поликарпова. После смерти Николая Николаевича под руководством Главного конструктора В.Н.Челомея занимался внедрением в серию крылатых ракет, созданных на базе трофейного образца ФАУ-1. Советский вариант был назван 10Х, который был готов к испытаниям весной 1945 года. В процессе работы над ним между Томашевичем и Челомеем возникли серьёзные разногласия по части конструкции системы подачи топлива. Свою правоту Дмитрий Людвигович в конце концов доказал, но дальнейшая совместная работа с Челомеем стала невозможной.
В 1947 году переходит на работу в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е.Жуковского. По совместительству работает Главным конструктором отдела КБ-2 Минсельхозмаша, где руководит освоением трофейной немецкой ракеты «Хеншель-293С», захваченной в 1945 году. В случае с Hs-293 речь шла не о копировании, как это было с ФАУ-1, а об изучении готовых образцов, а также испытаниях с целью выяснения их лётно-боевых данных. Этой работой и руководил Д.Л.Томашевич.
В 1947-1948 годах были проведены испытания ракеты. С борта самолета Ту-2, оборудованного немецкой радиокомандной системой «Киль», было сделано несколько пусков. Из 24 ракет в цель попали только три. По результатам испытаний было решено отказаться от запуска этой ракеты в серийное производство. Взамен этого в 1948 году в КБ-2 были начаты работы по «реактивной авиационной морской торпеде» РАМТ-1400 «Щука». Фактически это было продолжением работ по трофейной ракете Hs-293A, хотя внешне они не имели ничего общего. Этой разработкой руководил Д.Томашевич. Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов и береговых пусковых установок.
В 1949 году, в разгар работы над самолётным вариантом «Щуки», Томашевич уходит из КБ-2. Говорят, что по причине организационных расхождений с руководством. К сожалению, суть конфликта осталась неизвестной, но важно то, что позднее «Щука» поступила на вооружение в том виде, как была задумана Томашевичем.
В 1949 году Томашевич покидает КБ-2 и в мае поступает на работу в СБ-1, на должность технического руководителя отдела № 32. Занимается созданием самолета — летающей лаборатории для системы «Комета».
В 1950 году по заданию Серго Берии (сына — Л.П.Берии) приступает к разработке зенитной управляемой ракеты ШБ-32.
В феврале 1952 году в КБ-1 под руководством Томашевича по теме «ШМ» начата также разработка ракеты класса «воздух-воздух».
Позже комплекс, получивший название К-5, был доработан в Жуковском филиале НИИ-17, а ракета — в ОКБ-2 П.Д.Грушина.
В 1953 году назначен Главным конструктором отдела КБ-1.
После ареста Л.Берии репрессиям подвергся и его сын, вследствие чего КБ-1 было реорганизовано. Все ракетчики, начиная с Д.Томашевича, были переведены в 1954 году в новое ракетное ОКБ-2 П.Грушина. Туда же была передана тематика работ Томашевича. К этому времени за его плечами уже был солидный опыт проектирования ракет, что не могло не вызвать серьёзных разногласий с амбициозным Грушиным, который, к примеру, распорядился переиздать чертежи «ШМ», после чего авторство Томашевича исчезло из документации. Точно также ШБ-32 стала прямым прототипом для грушинской ракеты В-750(1Д) — основы для системы ПВО С-75. Томашевич вынужден был уволиться и перейти на преподавательскую работу в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.
С 1956 года по совместительству вновь работает в КБ-1 на должность Научного консультанта. Занимается модернизацией авиационной системы К-5.
С 1957 года занимается проектированием противотанковой ракеты «Дракон».
В 1958 году переходит на постоянную работу в КБ-1 и до 1967 года продолжает по совместительству преподавательскую деятельность в МАИ.
С 1961 года — Доктор технических наук, Профессор Кафедры проектирования летательных аппаратов Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
Дмитрий Людвигович Томашевич скончался в Москве 7 августа 1974 года. Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 29).
Награды:
В 1953 году, за участие в работе над проектом летающей лаборатории «Комета» Д.Л.Томашевич был удостоен Сталинской премии,
В 1969 году, он был удостоен Государственной премии СССР.
.
.
Список источников:
«Самолетов мира» № 2 от 2001 г. В.Иванов, В.Лебедев. Страницы биографии конструктора Д.Л.Томашевича.
Н.Черныш. Ракетчик Томашевич.
Н.Черныш. Дмитрий Томашевич… Он не был генеральным конструктором.