Владимир Сергеевич Вахмистров.Вахмистров Владимир Сергеевич (1897-1972).

Родился 27 июня 1897 года в Москве в семье конторского служащего. В 1915 году окончил реальное училище в Москве. С началом Первой Мировой войны, в 17 лет добровольцем ушёл в армию и был направлен в Михайловское (Петроградское) артиллерийское училище. Воевать начал в 19 лет, но мечтал вовсе не об артиллерии, а об авиации. В 1916 году эта мечта частично сбылась: Вахмистров начал летать в качестве летчика-наблюдателя. С началом революции, молодой летчик, увлеченный популярными идеями справедливости и равенства, оказался в Красной Армии. Участвовал в боях под Оренбургом, а затем вместе с авиационным отрядом был направлен в Туркестан — для борьбы с басмачами.

В 1921 году Вахмистрову удалось, наконец, продолжить учебу: сначала в Туркестанском университете, а потом в Академии Воздушного Флота — АВФ (ныне — Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковского).
Учёба в академии совпала с зарождением в стране массового планеризма. Осенью 1923 года в Коктебеле состоялся первый планерный слёт. В этих и последующих состязаниях приняли участие будущие выдающиеся ученые и конструкторы авиационной и космической техники: О.К.Антонов, К.К.Арцеулов, В.Н.Беляев, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, С.П.Королев, М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Болховитинов, Д.Л.Томашевич, М.И.Гуревич, В.С.Пышнов, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, Г.Ф.Проскура, В.П.Ветчинкин, Б.И.Черановский, Б.Г.Раушенбах, Б.Н.Шереметев, В.К.Грибовский, А.В.Чесалов, А.А.Сеньков, Г.П.Свищев, В.С.Вахмистров и другие именитые потом и полузабытые теперь личности.

Совместно с М.К.Тихонравовым ему удалось объединить усилия над конструированием и в 1925 году построить планер АВФ-22 «Змей Горыныч». Планер получился настолько удачным, что было принято решение послать АВФ-22 и его создателей в том же году в Германию на международные ежегодные Ренские состязания. Как и обычно на них съехались планеристы со всего мира. Немцы напечатали по этому поводу множество рекламных открыток, на одной из которых был изображен и планер Вахмистрова «Змей Горыныч». Специалистам «змей» понравился, но автор за границей больше никогда не бывал. В том же 1925 году, но уже в Крыму, в Коктебеле на III состязаниях участвовало 40 советских и 7 немецких планеров. Соревнования в Коктебеле тоже стали проводиться почти ежегодно, и в каждом из них Владимир Сергеевич принимал участие. В 1927 году он вместе с Дубровиным и Тихонравовым представил в Коктебеле планер «Жар-птица», пролетевший рекордное на тот момент расстояние 15 км. А через год планер Вахмистрова и Дубровина «Гамаюн» установил рекорд парения — на высоте 375 м. В соревнованиях 1929 года снова участвовала усовершенствованная авторами «Жар-птица» и установила новый рекорд дальности — 32 км с возвращением.

С февраля по апрель 1926 года Вахмистров в качестве лётнаба (лётчик М.М.Громов) проводил государственные испытания самолёта-разведчика Р-3 (АНТ-3) — первого советского серийного цельнометаллического самолёта и первого самолёта конструкции А.Н.Туполева, получившего достаточно широкое практическое применение. Впоследствии самолёты этого типа хорошо зарекомендовали себя в борьбе с басмачами.

В 1930 году Вахмистров закончил академию и начал работать в НИИ ВВС, где и был реализован первый опыт по созданию комбинированного самолета. Приняв участие в институтском конкурсе на лучшую летающую мишень, молодой авиаконструктор стал его победителем. Поднятая в воздух самолетом-носителем Р-1 и небольшая в сравнении с ним, мишень в нужный момент отцеплялась. Самолет после этого уходил из зоны обстрела, а мишень долго парила в воздухе.

После последовало укрупнение идеи: совпало так, что в то же самое время в институте испытывались два новых самолета — тяжелый бомбардировщик ТБ-1 и построенный П.О.Сухим под руководством А.Н.Туполева истребитель И-4 (АНТ-5). Размеры этих самолетов почти так же различались между собой, как размеры Р-1 и мишени. К Вахмистрову пришла мысль установить истребитель на бомбардировщик подобно тому, как он устанавливал мишень на самолет-носитель.

В 1931-1940 годах — Вахмистров разработчик «Звена» — семейства составных самолётов. Это понятие определялось как комбинация нескольких самолётов, сцепленных жёстко (не на буксире) и летающих совместно в целях:
-доставки самолётов-истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия за счет топлива самолёта с большой дальностью полета;
-увеличения дальности сопровождения тяжёлого самолёта истребителями, базирующимися на нем, взлетающими с него и садящимися на него;
-использования истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельного бомбометания такими крупными бомбами, которые истребитель при самостоятельном взлёте поднять не может;
-облегчения взлёта перегруженного самолёта при помощи вспомогательного самолёта.

Проект первого варианта «Звена», впоследствии названного «Звено-1» и состоявшего из бомбардировщика ТБ-1 и двух истребителей И-4, был представлен Вахмистровым в июне 1931 года начальнику УВВС РККА Я.И.Алкснису и получил его одобрение. 3 декабря того же года Вахмистров в качестве второго пилота бомбардировщика участвовал в первых лётных испытаниях «Звена-1» в составе ТБ-1 и двух И-4 с демонтированными нижними плоскостями. За ними последовали опытные составные самолёты 1932-1939 годов, включая «Авиаматку», нёсшую пять истребителей. Оптимальной же оставалась схема с двумя истребителями, по которой был выполнен последний проект «Звена» ТБ-3 СПБ (Составной пикирующий бомбардировщик), в котором два И-16 несли по две бомбы ФАБ-250.

Звенья Вахмистрова не были приняты на вооружение, но в июле 1941 года Вахмистров по заданию ВВС Черноморского флота оборудовал три составных самолёта по схеме ТБ-3СПБ для бомбардировки Констанцы и Плоешти. 26 июля тройка СПБ отбомбилась по Констанце без потерь, за этим последовали атаки на Чернаводский мост 10 и 13 августа 1941 года.

После успешной реализации проекта ТБ-3СПБ Вахмистров предложил несколько ещё более совершенных проектов «Звена», в качестве носителей предполагалось использовать летающую лодку ГСТ, тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 и опытную тяжёлую летающую лодку МТБ-2 (АНТ-44), в качестве подвесных истребителей предполагались И-15бис, И-16, И-180, ЛаГГ-3, МиГ-3.

В дальнейшем Владимир Сергеевич, перешедший в 1940 году к Н.Н.Поликарпову, стал его заместителем по планерам, а также руководил организованными им мастерскими по ремонту истребителей И-16. Но и работая над ними, не оставлял мысли о сцепках. В 1943-1945 годах им были разработаны проекты двух ударных комплексов из истребителей в сцепке с наводимыми ими «летающими торпедами» и транспортный планер «ТП» — связка из трех планеров соединенных двумя истребителями тягачами. А в 1949 году, основываясь на опыте предыдущих достижений, разработал систему заправки самолета в воздухе.

Скончался Владимир Сергеевич Вахмистров в 1972 году, похоронен на Ваганьковском кладбище в г.Москве.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
А.Боровик. Неизвестный В.С.Вахмистров.
П.М.Стефановский. «Триста неизвестных». Самолёт-звено.
А.Медводь, Д.Хазанов. АвиАМастер 1984 №4, Составные пикировщики.