XII Всесоюзные планерные состязания 1937 года.

XII Всесоюзные планерные состязания, официально открытые 10 июля 1937 года, были проведены на аэродроме спортивного общества «Спартак» у села Теплый Стан в 21 км от Москвы. Руководство состязаниями осуществлялось Управлением авиации ЦС ОСОАВИАХИМа.

На XII ВПС были представлены команды Центрального аэроклуба СССР, РККА, ГВФ, Спортобщества «Спартак», Татарской АССР, Московского областного авиацентра, Московского городского совета ОСОАВИАХИМа, Азово-Черноморского краевого ОСОАВИАХИМа, Ленинградского областного ОСОАВИАХИМа и ВЛПШ.

Техническая приемка планеров, проверка расчетов, наблюдение за состоянием материальной части во время состязаний и выдача разрешений на производство полетов во время состязаний были возложены на техком, который возглавлял Г.Ф.Грошев. Для выполнения мелкого текущего ремонта техкому была придана ремонтная бригада из трех человек. Научно-исследовательские работы на этих состязаниях не проводились.

К состязаниям был допущен 41 планер. Из новых конструкций были представлены:
АГ-1 «Комсомол» конструкции О.К.Антонова и Г.Ф.Грошева (2 экз.);
Г № 7 конструкции Г.Ф.Грошева (8 экз.);
«Стахановец» (2 экз.) и РВ-1 конструкции В.И.Емельянова;
— ДК-2бис конструкции Д.Н.Колесникова;
КАИ-3 конструкции Г.Н.Воробьева;
ЭФ-2 конструкции П.А.Горячева и С.Беляева;
«Сталинец-5» конструкции В.Н.Верзилова;
Ш-10 и Ш-11 конструкции Б.Н.Шереметева;
— «Серго Орджоникидзе-2» конструкции Б.В.Белянина;
ГТ-1 «Л.Каганович» конструкции Г.А.Тинякова.

В ходе соревнований из участников были организованы рекордные и тренировочные отряды. В тренировочный отряд вошли планеристы не имевшие достаточного опыта в дальних и маршрутных полетах, в рекордный — пилоты высшей квалификации. Однако на XII ВПС новых рекордов установить не удалось. Этому было несколько причин и самая главная из них — плохие метеоусловия. За 18 дней состязаний было только 4 летных дня. К сожалению, недостаточная организованность штабной службы приводила к тому, что и немногочисленные летные дни использовались использовались участниками состязаний не полностью. Аэродром «Спартак», выбранный для проведения состязаний, не удовлетворял поставленным задачам. Небольшая величина площадки летного поля не позволяла производить одновременный взлет нескольких аэропоездов. Плохими подходами к аэродрому можно было частично объяснить сравнительно высокую аварийность (7 аварий).
И тем не менее на соревнованиях выявилась здоровая атмосфера борьбы за спортивное первенство отдельных пилотов и команд, лучшие из которых были отмечены призами состязаний.

Призы за дальность полета по прямой на одноместных и двухместных планерах были присуждены мастерам советского планеризма И.П.Короткову на планере КАИ-3 — 336 км и В.М.Ильченко на планере «Стахановец» — 249 км.
Мастеру советского планеризма Н.Г.Баруздину был присужден приз за высоту полета на планере Г № 7 — 2140 м.
Приз за дальность полета среди женщин был присужден планеристке общества «Спартак» Деминой, пролетевшей на 2-хместном планере Ш-10 61,5 км.

В командном зачете первое место получила команда планеристов РККА, второе — ВЛПШ.

Лучшими планерами слета были признаны Г № 7 Г.Ф.Грошева, «Стахановец» В.И.Емельянова и КАИ-3 Г.Н.Воробьева.

Оценивая общие итоги XII ВПС, следует отметить большую пользу прежде всего с точки зрения обмена опытом ведущих планеристов страны и молодежи в условиях проведения полетов над равнинной местностью. На этих состязаниях окончательно была доказана возможность парящих полетов над равниной.
Исходя из опыта первых равнинных состязаний, было решено подобрать место для будущих трасс планерных полетов в центральных областях России с явно выраженным равнинным рельефом местности, чтобы летать можно было в любом направлении, не боясь поломок при посадке на площадку. Таким местом оказалась Тула и XIII, XIV и XV ВПС состоялись там в 1938-м, 1939-м, 1940-м годах.

Программа состязаний изменялась, становилась более спортивной. А программе состязаний появились новые виды полетов: фигурные полеты с выполнением обязательного и произвольного комплексов, полеты на скорость или гонки по заданному маршруту, полеты на дальность с возвращением на старт. Из двух последних впоследствии и появились современные упражнения по прохождению треугольного маршрута в минимальное время. Оставались в программе и традиционные рекордные полеты на открытую дальность и высоту. При этом планеризм все больше отходил от научно-исследовательской деятельности, меньше стало появляться новых конструкций планеров.

Помимо знаменитых мастеров советского планеризма среди победителей состязаний стали появляться новые имена, такие как З.Дакиневич, К.Егоров, П.Совцов, О.Клепикова, Н.Макаров, П.Еремеев, Л.Чистяков.

На тульских состязаниях было установлено 14 мировых рекордов, таких как:
— планеристом П.Совковым показана дальность полета — 602 км;
— планеристом Б.Киммельманом показана высота полета — 3600 м;
— планеристом Б.Киммельманом показана дальность по замкнутому маршруру на одноместном планере и И.Карташовым на 2-хместном планере — 348 км.

В эти годы в Москве и других городах появились новые планеры более современной конструкции с более совершенной аэродинамикой, такие как: «Павел Головин», КАИ-4, ХАИ-9, ПАИ-6, ПРБ-6, ВА-3, «Рот-Фронт-7».

На планере «Рот-Фронт-7» планеристка Ольга Клепикова установила выдающийся рекорд дальности полета. Стартовав 6 июля 1939 года в 10 ч. утра в Москве, она приземлилась в 18 ч. 25 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Ольга более чем в два раза превысила международный женский рекорд Анны Рейтш, личного пилота А.Гитлера и перекрыла мужской мировой рекорд дальности полета на планере. Почти 12 лет этот результат оставался не достижим для мужчин, а среди женщин этот рекорд оставался непревзойденным в течении 38 лет.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.